Как сообщалась ранее, 20 августа в Токио открылась представительная Программа для профсоюзных лидеров разных стран мира, организованная Японским международным фондом труда (JILAF).
Предлагаем Вашему вниманию выступление Председателя Федерации профсоюзов Бақытжана Әбдірайым в рамках данной Программы.
Уважаемые друзья и коллеги!
От имени Федерации профсоюзов Республики Казахстан разрешите приветствовать Вас и поблагодарить Международный фонд труда Японии “JILAF” за приглашение посетить Японию и обменяться опытом с японскими коллегами по всем важным аспектам труда.
В последние годы в Казахстане происходят изменения в законодательной и экономической среде, существенно влияющих на развитие профсоюзного движения и социально-трудовых отношений в стране.
Сложившаяся экономическая ситуация в стране, в результате медленного восстановления экономического роста после глобального кризиса сегодня все еще лимитирует финансовые возможности казахстанского Правительства и бизнеса в реализации социальной политики, а также оказывает сильное влияние на рынок труда.
Мы с сожалением отмечаем, что уже третий год подряд падают реальные зарплаты и количество занятого населения (занятость вернулась к уровню 2013 года, а реальные зарплаты опустились до уровня 2011 года). За 5 лет более 1 млн. рабочих мест сократилось в сельском хозяйстве.
Растет внутренняя трудовая миграция из с/х районов в города, а также внешняя из Центральной Азии (по данным Международной организации по миграции в 2015-2016 годах приток трудовых мигрантов в Казахстан из соседних стран составил более 1,0 млн. человек).
Высокий уровень в экономике самостоятельно и неформально занятого населения (24% от экономически активного населения) поддерживает установившейся на рынке труда низкие заработные платы (2 млн. работников или треть экономически активного населения получают чуть больше 2 минимальных заработных плат – 171$) и способствуют оттоку высококвалифицированных работников в европейскую часть СНГ и Центральной Европы.
Исторически сложилось так, что специфика национальной сырьевой экономики Казахстана – это преобладающая численность работников, занятых во вредных и опасных условиях труда (составляет 1,79 млн. человек или 20,8 % от общей численности занятого населения Казахстана) в горно-металлургической и добывающей промышленности.
Недостаточная автоматизация вредных производств и необязательность внедрения систем управления охраны труда сохраняет высокий уровень профессиональных рисков, что существенно влияют на условия труда и устойчивость постоянных рабочих мест.
Действующее либеральное трудовое законодательство в Казахстане ограничивает участие государства в регулировании трудовых отношений на установлении минимальных трудовых стандартов, базовых социальных гарантий и компенсации, и осуществлении контроля за их исполнением.
Работодателям предоставлена возможность применения экономических увольнений (при ухудшении экономического положения предприятия) и законодательно сохранен разрешительный характер проведения забастовок, ограничения в проведении и участия для отдельных категории работников (авиа и ж/д транспорта, здравоохранения, коммунальной сферы и непрерывных производств).
Сегодня профсоюзы, учитывая текущие экономические и правовые условия на региональном рынке труда и сложившиеся социально-трудовые отношения в стране, пересматривают свою возросшую роль в экономике и в социальной политике страны. И для эффективного выполнения своей основной функции по защите законных прав и интересов работников в изменяющихся условиях сосредоточили свои внимание на усиление компетенции и опыта в своих организациях для того, чтобы:
– обладать достаточным экспертным и организационным потенциалом для полноценного участия в оценке трудового законодательства и в национальных дискуссиях по регулированию социально-трудовых отношений в экономике страны.
– реализовывать совместные с социальными партнерами Программы по безопасности и охране труда, достойной оплаты и условии труда, противодействию нарушению трудового законодательства на предприятиях и организациях;- активно
участвовать в государственных программах продуктивной занятости и защиты рабочих мест;
– эффективно использовать законный представительский статус и полномочия профсоюзов на всех уровнях принятия государственных и корпоративных решений касательно вопросов труда.
Планомерно обновляет и обучает региональных профсоюзных лидеров в «Школе профсоюзного лидерства», наряду с организацией правового всеобуча членов первичных профсоюзных организаций (в I полугодии 2018 года ФПРК было проведено 29 семинаров, обучено 432 человек, из них 16 выездных семинара и обучено 292 человек)
Кроме того, профсоюзы провели организационные мероприятия по консолидации и укреплению своих рядов по отраслевому и территориальному признаку (в соответствии с Законом «О профсоюзах»). Это придало профсоюзному движению существенный политический вес (как самой массовой общественной организации страны-более 1,5млн.членов) и расширило возможности как на законодательном уровне (участвуя в подготовке и экспертизе изменений трудового законодательства, государственных программ Продуктивной занятости), так и на уровне конкретного предприятия (поддержка профсоюзного центра в случаях, когда работодатели не готовы решать социальные нужды и проблемы своего персонала посредством ведения социального диалога и переговоров с законными представителями трудового коллектива на местах)
Для предупреждения и разрешения трудовых конфликтов на местах, ФПРК разработала и подписала План совместных действий с Министерством труда и Республиканским объединением работодателей для оперативного реагирования и поддержки первичной профорганизации (с выездом непосредственно на предприятия). Так, только в текущем году ФПРК совместными действиями с социальными партнерами удалось локализовать на ранней стадии массовые трудовые конфликты на 2 крупных предприятиях страны с положительным для работников разрешением спора путем координации коллективных переговоров.
Консолидация профсоюзного движения вокруг сильного профцентра и наличие разветвлённой сети в регионах позволяет строить эффективные партнёрства по широкому спектру социально-трудовых отношений с компетентными государственными и общественными организациями:
с Министерством труда и социальной защиты населения (по вопросам совместного оперативного реагирования на трудовые конфликты);
с Верховным судом Республики (по вопросам примирения и досудебного решения трудовых и иных споров на площадке территориальных объединений профсоюзов);
с Генеральной прокуратурой (в вопросах соблюдения работодателями достойных условий труда);
с Национальной палатой предпринимателей (по вопросам БиОТ, сохранению рабочих мест и трудовых стандартов), правящей партией Нур-Отан (для объединения партийного и общественного контроля по вопросам социально-трудовых отношений и социальной стабильности и др.).
В целях развития корпоративной социальной ответственности бизнеса, обеспечения широкого участия работников в охране труда и привлечения внимания общественности к вопросам улучшения условий и безопасности труда профсоюзы инициировали республиканскую акцию «Вместе повысим культуру профилактики в охране труда» совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» и Конфедерацией работодателей Республики Казахстан.
Предусмотренные в Программе мероприятия направлены на повышение заинтересованности работодателей в создании здоровых и безопасных условий труда работников и развитию института общественного контроля (посредством создания совместно с работодателями Производственных советов по БиОТ) на всех предприятиях и в организациях. Так, как известно, на предприятиях, где действуют совместные органы по охране труда, производственных травм бывает значительно меньше, чем там, где реализацией мер по охране труда занимается только работодатель. Это подтверждено результатами ряда исследований, проведенных под эгидой МОТ).
На текущий момент, профсоюзы в силу своего положения в стране участвует в рассмотрении большинства программ и инициатив государства в социальной сфере. В составе республиканских рабочих групп совместно с уполномоченными органами, разрабатывает и вносит предложения по изменению и совершенствованию трудового и профсоюзного законодательства.
В июле текущего годы мы впервые в истории Казахстана провели совещание республиканских объединений профсоюзов: нашей Федерации, Казахстанской Конфедерации труда, Содружества профсоюзов Казахстана «Аманат». Это знаковая встреча была проведена для внесения изменений в Закон «О профессиональных союзах». Поправки в национальное законодательство необходимы для приведения в соответствии с Конвенцией Международной организации труда №87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию».
Эти и многие другие наши действия должны нам позволить в будущем не только участвовать в формировании национальной повестки развития общества, но и участвовать в принятии решений за пределами трудового законодательства на всех уровнях государственного и корпоративного управления в соответствии с лучшими международными практиками социального государства.
Благодарю за внимание.