18 января 2019 года в Алматы состоялся XI Пленум Центрального Совета Отраслевого профсоюза работников химической, нефтехимической и родственных отраслей промышленности (далее – Отраслевой профсоюз), на котором подведены итоги работы Отраслевого профсоюза за 2018 год и определены задачи на 2019 год, заслушаны информации председателей профсоюзных комитетов об исполнении обязательств по Коллективным договорам за 2018 год, ревизионной комиссии о результатах проверки исполнения бюджета Совета Отраслевого профсоюза за 2018 год, утвержден бюджет Совета Отраслевого профсоюза на 2019 год, а также утверждено «Положение о порядке проведения отчетов и выборов профсоюзных органов Отраслевого профсоюза», принято решение о проведении очередного VIII Съезда Отраслевого профсоюза.
Подводя итоги работы за 2018 год Председатель Отраслевого профсоюза отметил, что истекший год был сложным, но в тоже время плодотворным в плане достижения, намеченных стратегических целей.
Заключено три Отраслевых соглашения в химической, нефтехимической и энергетической отраслях (далее – ОС).
Через ОС нам удалось добиться:
– доплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (отраслевой повышающий коэффициент в пределах от 1.24 до 2,0);
– увеличения в 1,2 МЗП минимальной тарифной ставки (оклада) работника первого разряда;
– установления предельных значений межразрядных коэффициентов;
– ежегодной индексации заработной платы на размер годовой инфляции.
Все вышеперечисленные нормы ОС, нормативных документов, методических рекомендаций, утвержденных в рамках социального партнерства, заработали и легли в основу проектов Коллективных договоров наших предприятий.
В результате в Коллективных договорах предусмотрены множество социальные льготы и гарантии, сверх предусмотренных законодательством такие как пособие к отпуску на оздоровление от 1-2 оклада, помощь при заключении брака в размере до 50 МРП, при рождении и усыновлении ребёнка до 50МРП, при достижении 50, 60 лет в размере до 50 МРП, частичная компенсация стоимости летнего отдыха детей, медицинское страхование работников и членов их семей, пособие по расторжению ТД с выходом на пенсию, оздоровление в санаториях и профилакториях по льготам, ежемесячные доплаты к пенсиям для членов профсоюза, двойная оплата за работу в выходные и праздничные дни.
Вместе с тем он заострил внимание участников заседания на вопросы, решение которых не терпят отлагательства.
Например, он отметил, что Правительство РК в рамках 5-ти институциональных реформ либерализовало социально трудовые отношения (далее – СТО), оставив за государством только базовые гарантии.
Вопрос регулирования СТО передало в конкурентную среду саморегулирования тем самым значительно ухудшило положение работников вопреки основополагающим принципам международного и национального права, запрещающего ухудшать действующее положение работников при изменении законодательства.
При этом Правительство РК не обеспечило элементарной правовой базы для регулирования СТО в конкурентной среде саморегулирования.
Не секрет, что социальная стабильность является основой устойчивого развития любого трудового коллектива, общества и государства.
На сегодняшний день в вопросах защиты трудовых и социальных прав Человека труда не изобретено более эффективного и действенного инструмента для регулирования СТО, нежели Конвенции Международной организации труда (МОТ). За 100 лет своей работы МОТ создала правовую базу, которая защищает права работников. По ним работают транснациональные и иностранные компании во всем мире, кроме Казахстана, так как большинство Конвенций МОТ по состоянию на сегодняшний день Казахстаном не ратифицированы.
Например, из 189 Конвенций МОТ Казахстан ратифицировал всего 24. Для сравнения: Россия – 78, Украина – 71, Беларусь – 49 и Молдова – 42.
Вот уже который год Правительство под всяким предлогом затягивает ратификацию актуальных для нашего государства Конвенции МОТ, которые могли бы стать основой для саморегулирования СТО и обеспечило бы социальную стабильность нашего общества и государства. К ним в первую очередь можно было бы отнести следующие Конвенции МОТ:
1. № 131 «Об установлении минимальной заработной платы …». В результате, Глава государства Н. Назарбаев лично вмешался в этот вопрос и поручил Правительству с 01 января 2019 года повысить минимальную заработную плату в полтора раза.
2. № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения». В результате, мы были вынуждены устанавливать такие нормы на отраслевом уровне в рамках социального партнерства.
3. № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения». Не секрет, что в Казахстане отсутствует равноправие и допускается дискриминация по вопросам оплаты труда между нашими гражданами и иностранцами, что является конфликтогеном и источником постоянной социальной напряженности.
4. № 154 «О содействии коллективным переговорам». Ее ратификация обеспечило бы повысить эффективность социального партнерства на всех уровнях от республиканской, отраслевой до организаций.
5. №157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения».
Ратификация этих и других Конвенций МОТ (всего около 16), включенных в План мероприятий по реализации решений XXV съезда ФПРК помогли бы более эффективно защищать трудовые и социальные права работников, а также добиваться поэтапного сближения качества жизни казахстанцев до уровня
качества жизни в развитых странах, в число которых нацеливает нас Глава государства.
Для этого необходимо, Правительству РК принять действенные меры по обеспечению поэтапного сближения уровня МЗП казахстанцев к уровню МЗП в развитых странах, инициировать ратификацию в Парламенте РК выше перечисленных Конвенций МОТ. НПП «Атамекен» и ОЮЛ, представляющим интересы работодателей, разработать и утвердить 5-10-летнюю программу по сближению МЗП казахстанцев до уровня МЗП в развитых странах, в первом полугодии 2019 года внести на рассмотрение республиканской трехсторонней комиссии предложения в разрезе отраслей по минимальным значениям: МЗП, повышающих отраслевых и межразрядных коэффициентов.
Эти минимальные значения по отраслям могли бы составить основу для переговоров и дальнейшего поэтапного сближения этих показателей к минимальному уровню развитых стран в рамках отраслевых комиссий по социальному партнерству.
Исходя из вышеизложенного, видно, что профсоюзам предстоит не менее напряженная работа и в 2019 году для реализации основных стратегических целей по защите трудовых и социальных прав Человека труда в рамках социального партнерства.