Республика Казахстан – молодое, суверенное государство, провозгласившее основными ценностями общественное согласие и политическую стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами.
С момента обретения Казахстаном суверенитета в стране создано более 300 тысяч рабочих мест и 1250 новых предприятий. Более 100 стран являются потребителями казахстанской продукции. За последние годы освоено производство более 500 видов изделий, экспортировано около 50 новых товаров.
Принципами трудового законодательства Республики Казахстан являются: недопустимость ограничения прав человека и гражданина в сфере труда; свобода труда; запрещение дискриминации в сфере труда, принудительного труда и наихудших форм детского труда; обеспечение права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; приоритет жизни и здоровья работника; обеспечение права на вознаграждение за труд не ниже минимального размера заработной платы; обеспечение права на отдых; равенство прав и возможностей работников; обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства; государственное регулирование вопросов безопасности и охраны труда.
Безусловно за период независимости Казахстан значительно продвинулся далеко вперед в области трудового права. Существенно изменились подходы к принятию на работу и непосредственно условиям труда. Все больше работодателей оценивают работника по профессиональным качествам, уменьшается количество принятых на работу «по-свойски» или по коррупционным путям. Однако впереди предстоит большая работа по искоренению недобросовестных работодателей и организаций, представленных на рынке труда.
С момента получения суверенитета Казахстан шаг за шагом ратифицировал международные конвенции и пакты Международной Организации Труда и Организации Объединенных Наций, такие как Конвенции МОТ «О дискриминации в области труда и занятий», «О равном обращении и равных возможностях для работников мужчин и женщин: работники с семейными обязанностями», Пекинская декларация и Платформа действий, Декларация тысячелетия ООН, Декларация «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года» и другие. Также были приняты локальные нормативно-правовые акты в области гендерной политики и равного доступа к труду для всех. Одной из целей гендерной политики названо «достижение равных прав, обязанностей̆ и возможностей мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности общества и преодоление всех форм и проявлений дискриминации по половому признаку».
В Казахстане довольно активно ведут сотрудничество государственные органы и общественные организации, благодаря чему еще в 2009 году был принят Закон «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в Казахстане». Данный Закон гарантирует равные права и возможности в сфере труда: равный доступ к вакантным рабочим местам и заключение трудового договора. Согласно пунктам 4 и 5 статьи 7 Закона центральные исполнительные органы в сфере обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин способствуют соблюдению гендерного равенства в кадровых вопросах, а также рассматривают обращения граждан, касающиеся вопросов семьи, несоблюдения равноправия мужчин и женщин.
Однако, вместе с тем часть населения отмечает неравенство по половым признакам при приеме на работу, в основном это разная оплата труда и разделение профессий на мужские и женские. Тенденции ведут к уменьшению вышеуказанных показателей. С 2017 года в объявлениях по найму работы не разрешается указывать пол потенциального работника, некоторые организации даже заплатили за нарушение штрафы.
Приведем некоторые статистические данные для более ясной картины. Так, согласно данным 2020 года Парламент Республики Казахстан представлен 33 женщинами, в Мажилисе 26% от общего количества депутатов. В Маслихате же чуть более 20% женщин. С 2020 года для молодежи до 29 лет и женщин внедрена 30%-ая квота в избирательных списках политических партий. Во время праймериз партии «Nur Otan» и дальнейших выборов мы увидели данный законопроект в действии, он дал больше возможностей для молодых людей и женщин для участия в политической жизни страны. Тем не менее, на политических должностях количество мужчин превышает количество женщин более чем в 10 раз.
В кабинете министров из 23 человек лишь 2 женщины, это Аида Балаева – министр информации и общественного развития, и Актоты Раимкулова – министр культуры и спорта, 7 членов Правительства моложе 45 лет. В 2020 году впервые акимом области была назначена женщина: Гульшара Абдыкаликова была назначены акимом Кызылординской области и занимает этот пост по сей день. Должность районного акима на сегодняшний день занимают всего лишь 3 женщины из 219 постов (включая районы городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент). Должности акимов сельских округов занимают 253 женщины из 2416 возможных. Средний возраст акимов в Казахстане – 47 лет. Среди руководителей высших учебных заведений количество мужчин почти в 4 раза превышает ректоров женского пола. Доля женщин-руководителей профессиональных союзов и неправительственных организаций составляет на 2021 год 39,5%, тогда как в 2019 году составляла 34,9%. Председателями территориальных объединений профсоюзов является 4 женщины и также 4 женщины занимают пост председателя отраслевых профсоюзов.
В нашей стране согласно нормативно-правовым актам созданы все условия для достойного и равного труда, но, к большому сожалению, судя по статистике, около 60% населения не обладают необходимыми знаниями в данной сфере, чем и пользуются не чистые на руку работодатели. Стоит отметить, что многие работники знают о существовании законов, но как они работают и какие права гарантируют. Именно поэтому необходима качественная работа по повышению правовых знаний населения.
В настоящий момент остро назрела проблема поиска резервов для выполнения амбициозных государственных программ, в частности «Казахстан 2050». Реализация программы может быть более эффективной в случае раскрытия и применения человеческого капитала. Если сейчас не пересмотреть подход к политике рынка труда, то выполнение большинства государственных программ окажется под угрозой. Для решения этих задач наиболее эффективной платформой являются профсоюзы. Так, например, Федерация профсоюзов Республики Казахстан в своей Стратегии на будущую пятилетку поставила важные задачи не только для повышения грамотности трудящегося человека, но и достижения равных условий труда достойной оплаты в целом.
Сегодня необходимо сделать упор на профессиональные и личные качества работника, вне зависимости от пола, возраста, национальности и вероисповедания. Создание здоровой конкуренции, эффективного социального лифта, повышение уровня знаний законодательной базы работника и работодателя – главные задачи независимого Казахстана.
Шерзод ПУЛАТОВ- Заместитель директора департамента правового и международного сотрудничества Федерации профсоюзов РК, член Научно-экспертного Совета АНК, член общественного Совета МИД РК.