Сегодня под председательством Заместителя Премьер-Министра РК Ералы Тугжанова в режиме видеоконференцсвязи состоялось заседание Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений.
В рамках встречи социальные партнеры обсудили вопросы регулирования трудовых отношений, меры по обеспечению занятости высвобождаемых работников ТОО «Тенгизшевройл», а также рассмотрели проект Концепции безопасного труда в Республике Казахстан до 2030 года.
В ходе заседания Председатель Федерации профсоюзов РК Сатыбалды Даулеталин внес ряд предложений по качественному совершенствованию системы оплаты труда на законодательном уровне.
«Федерация профсоюзов предлагает ряд системных мер, которые позволят в значительной степени удовлетворить запросы общества на справедливость, а также создать условия для увеличения реальных доходов населения», – сказал Председатель Федерации профсоюзов РК.
Прежде всего он отметил необходимость пересмотра механизмов определения системы оплаты труда.
«Согласно статье 107 Трудового кодекса РК, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда, которая определяется условиями трудового, коллективного договоров и актами работодателя. Несмотря на то, что коллективные договоры должны включать положения о системе оплаты труда и актах работодателя, на практике данный механизм имеет низкую эффективность. Основной причиной данного обстоятельства является влияние работодателя на работника и декларативность заключенных коллективных договоров, где нет профсоюзных организаций», – подчеркнул Сатыбалды Даулеталин.
При этом Председатель ФПРК напомнил, что из 154 635 заключенных в стране коллективных договоров, лишь порядка 25-30 тыс. подписаны профсоюзами. По его словам, содержание остальных 129 тысяч договоров вызывает вопросы.
«В целях создания механизмов воздействия работников на принимаемые работодателем решения в части оплаты труда, предлагаем внести в ст. 107 Трудового кодекса РК дополнения, предусматривающие издание актов работодателя, определяющих систему оплаты труда, с учетом мнения представителей работников», – предложил Сатыбалды Даулеталин.
Отдельное внимание Председатель Федерации профсоюзов акцентировал на вопросах обеспечения своевременной оплаты труда.
Он предложил на законодательном уровне предусмотреть право работника приостановить работу в случае невыполнения работодателем своих обязательств по оплате труда.
«Не смотря на конституционное обеспечение права вознаграждения за труд, проблема задолженности оплаты труда, все еще остается актуальной. Согласно статье 113 Трудового кодекса РК, в случае невыплаты заработной платы в полном объеме и в установленные сроки, работодатель несет административную ответственность и обязан выплатить работнику задолженность и пеню за период задержки платежа. При этом для работника предусмотрено лишь его право своевременно и в полном объеме получать заработную плату, без каких-либо возможностей воздействовать на работодателя. В этой связи предлагается законодательно закрепить право работника приостановить работу и отсутствовать на рабочем месте на весь период до выплаты задержанной суммы и пени. В качестве исключений из данной нормы необходимо предусмотреть случаи введения военного и чрезвычайного положения, организации жизнеобеспечения населения и т.д.», – отметил Председатель ФПРК.
Наряду с этим он предложил ратифицировать Конвенцию № 173 МОТ “О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя” в полном объеме.
«То есть не только с нормы установления приоритета очередности, но и через страхование работников от потери заработка в свете неплатёжеспособности работодателя», – уточнил Сатыбалды Даулеталин.
Председатель Федерации профсоюзов озвучил также комплекс мер по индексации заработной платы. Профсоюзы предлагают введение обязательной ежегодной индексации минимального размера заработной платы, а также регламентации порядка и сроков проведения индексации заработных плат в экономике.
«После увеличения МРЗП до 42 500 тенге, и сейчас при его повышении до 60 000 тенге вопрос индексации МЗРП не решен. Также на практике в большинстве случаев остается открытым вопрос индексации размеров заработной платы в экономике в целом. В соответствии с п.п. 2) п.2 ст. 157 Трудового кодекса РК, включение в коллективный договор порядка индексации заработной платы является лишь возможностью, а не обязательным его положением. В этой связи Федерация профсоюзов предлагает предусмотреть норму о ежегодной индексации минимального размера заработной платы на оценочную величину годового индекса потребительских цен за текущий календарный год», – отметил Председатель ФПРК.
Не менее важной проблемой, как подчеркнул Сатыбалды Даулеталин, является неравенство доходов руководителя и работника.
«В стране наблюдается безосновательная разница в размере оплаты труда. В некоторых случаях доходы работодателя и работника различаются в 50 и более раз. И эту разницу никаким коэффициентом трудового участия и уровнем ответственности объяснить невозможно. С точки зрения мировой практики подобные диспропорции свидетельствуют о неблагополучии на рынке труда», – сказал Глава ФПРК.
В целях устранения этой несправедливости он предложил ввести законодательную норму по установлению предельного уровня соотношения зарплаты руководителя и рядовых работников в кратности от 1 и не более 10.
Отдельный блок предложений ФПРК направлен на устранение правовых пробелов в системе определения минимального размера заработной платы, стоимости продовольственной корзины и величины прожиточного минимума.
Сатыбалды Даулеталин подчеркнул, данные показатели не соответствуют реальным потребностям казахстанцев и призвал социальных партнеров принять безотлагательные меры по разработке соответствующих методик, а также по ратификации Конвенции МОТ № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран».
«В мировой практике принято, что МРЗП должен быть на уровне 50% от среднемесячной заработной платы, что в условиях Казахстана составляет примерно 125 тыс. тенге. Также для определения МРЗП в ряде стран применяется так называемый «минимальный потребительский бюджет» – расчетная величина, характеризующая стоимостную оценку благ и услуг более высокого по сравнению с прожиточным минимумом уровня», – сказал Председатель ФПРК.
Профсоюзы предлагают также пересмотреть размер социального пособия по временной нетрудоспособности, путем его установления на уровне ста процентов от средней заработной платы работника за последние двенадцать месяцев.
«В связи с тем, что размер пособия не превышает 15 МРП, как правило, работники лишаются части заработной платы в случае болезни. Размер пособия остается очень низким. Например, в 2022 году максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности составляет 45,9 тыс. тенге – 77% от МРЗП», – отметил Председатель ФПРК.
В свете создания равных условий оплаты труда работников, Сатыбалды Даулеталин обратил особое внимание на вопросы установления и применения повышающих отраслевых коэффициентов.
«До 2014 года утверждение повышающих отраслевых коэффициентов, определяемых отраслевыми соглашениями, входило в компетенцию Правительства. Вместе с тем, в настоящее время размер повышенных должностных окладов или доплат определяется коллективным договором или актом работодателя с учетом отраслевых коэффициентов, определяемых отраслевым соглашением. Однако на практике установление и применение повышающих отраслевых коэффициентов носит бессистемный характер, а их расчетная величина фактически не имеет научно обоснованных подходов и зависит от возможностей профсоюзов по отстаиванию своих позиций», – подчеркнул Сатыбалды Даулеталин.
Наряду с этим Федерация профсоюзов предлагает включить в компетенцию Правительства утверждение методики по расчету повышающих отраслевых коэффициентов, классифицирующих условия труда по степени вредности и опасности.
В своем выступлении Сатыбалды Даулеталин остановился на вопросах участия работников в управлении предприятием.
«В действующем законодательстве не регламентированы вопросы участия работников в управлении предприятием. Решения работодателя зачастую принимаются без учета их мнения, нередко возникает коммуникационный вакуум между работниками и работодателем. Данное обстоятельство приводит к несогласованности позиций двух сторон, что чревато негативными последствиями, включая стихийные забастовки и дестабилизацию общества», – считает Председатель Федерации профсоюзов.
В этой связи, профсоюзы предлагают законодательно предусмотреть право работников на участие в управлении предприятием непосредственно или через своих законных представителей.
Важными мерами, по словам Председателя ФПРК, должно стать ведение норм о проведении консультаций с работниками при принятии актов работодателя и участии представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления предприятия с правом совещательного голоса и т.д.
«Важное значение имеет проведение регулярных трудовых консультаций, которые позволили бы предупреждать потенциальные трудовые конфликты и выстраивать конструктивные коммуникации с работниками. Предлагаем включить в Трудовой кодекс обязательство работодателей по организации и проведению таких трудовых консультаций», – сказал Сатыбалды Даулеталин.
Резюмируя свое выступление, Председатель Федерации профсоюзов выразил поддержку инициативам Главы государства, в том числе по разработке Программы повышения доходов населения.
Заместитель Премьер-Министра Ералы Тугжанов поручил членам РТК совместно рассмотреть предложения Федерации профсоюзов и выработать эффективные механизмы социально-экономической поддержки граждан, с учетом поручений Президента Республики Казахстан.
Медиацентр Федерации профсоюзов РК