В условиях глобализации трудовых правоотношений, ведущие государства активизируют участие в процессах закрепления прав и свобод трудящихся путем ратификации конвенции, принятых Международной организацией труда (МОТ).
На сегодняшний день Казахстаном из 189 действующих конвенций ратифицировано 24 конвенции МОТ, из них 8 основополагающих. Для сравнения – у государств СНГ показатели имплементации конвенций МОТ следующие: Россия – 75, Украина – 71, Кыргызстан – 53, Таджикистан – 50, Беларусь – 49, Армения 29.
Одним из свидетельств успешной реализации Программы сотрудничества между РК и МОТ являются успехи Казахстана в приведении национального законодательства в соответствие с международными нормами в сфере труда и укрепление позиций Казахстана в данной международной организации.
Как известно, Казахстаном принят ряд стратегических документов, направленных на создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики, вхождения Казахстана в тридцатку развитых стран мира. Это, в том числе, отвечает прямым вызовам Четвертой промышленной революции и ее влиянию на рынок труда.
В числе действующих конвенций МОТ, затрагивающих существенные права и интересы работников, Федерация профсоюзов Республики Казахстан предлагает присоединиться к пяти международным трудовым нормам:
№1. Конвенция 102 «О минимальных нормах социального обеспечения». В Конвенции 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения (№ 102) были впервые в систематизированном виде представлены девять видов повседневных рисков, которые должны покрываться системой социального обеспечения. Речь идет о медицинском обслуживании, обеспечении по болезни, по безработице, по старости, в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, семейном обеспечении, обеспечении по материнству, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Конвенция №102 – это основной международный документ, в котором содержится основной свод принципов и критериев, на основании которых должны строиться, функционировать и развиваться комплексные национальные системы социального обеспечения.
№2. Конвенция 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран»
В Конвенции №131 отражено, что минимальная заработная плата должна устанавливаться, с одной стороны, с учетом интересов работников, а также членов их семей, а с другой – с учетом интересов экономического развития. Именно от социально-экономического положения страны в конечном итоге зависит определение критериев установления минимального уровня основных жизненных потребностей трудящихся.
Международные правовые акты непосредственно не называют жизненно важные потребности, необходимые для поддержания достойного уровня жизни. В отличие от актов Международной организации труда перечень последних содержит Всеобщая декларация прав человека 1948 г., принятая Генеральной Ассамблеей ООН.
Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» закрепляет право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни.
№3. Конвенция 154 «О содействии коллективным переговорам»
Требования Конвенции соответствуют нормам Трудового кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), что даёт возможность сторонам социального партнёрства при ведении коллективных переговоров применять нормы Кодекса.
В главе 3 Кодекса «Социальное партнёрство в сфере труда» определены основные понятия и комплекс мер по развитию социального партнёрства, включающий основные принципы взаимоотношений сторон социального партнёрства, уровни социального партнёрства, его формы и ответственность сторон.
Кодекс определяет также, что сторонами социального партнёрства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Кодексом предусмотрен и порядок ведения коллективных переговоров.
Анализ соответствия законодательства Республики Казахстан положениям Конвенции показывает, что в казахстанском законодательстве в сфере ведения коллективных переговоров в полной мере реализуются положения и требования Конвенции.
№4. Конвенция 175 «О работе на условиях неполного рабочего времени».
Конвенция принята для того, чтобы политика в области занятости учитывала роль работы на условиях неполного рабочего времени в деле создания дополнительных возможностей занятости, и необходимость обеспечения защиты трудящихся, занятых неполное рабочее время, в таких областях, как доступ к занятости, условия труда и социальное обеспечение.
Условия неполного рабочего времени предусмотрены статьей 70 Трудового кодекса РК, согласно которой работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работника ограничений в
продолжительности оплачиваемого ежегодного трудового отпуска, исчисления трудового стажа и других прав в сфере труда, установленных Кодексом, трудовым, коллективным договорами, соглашениями.
Рассматриваемая конвенция состоит из 19 статей и предусматривает для работников, занятых неполное рабочее время право на ведение коллективных переговоров, безопасности и гигиены труда, ежегодный оплачиваемый отпуск или оплачиваемые праздничные дни и др.
Присоединение к данной конвенции будет способствовать созданию более эффективного механизма обеспечения и защиты прав и интересов граждан, работающих на условиях неполного рабочего времени.
№5.Конвенция 184 «О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве».
Конвенцией предусмотрено, что ратифицировавшее ее государство содействует постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей в сельском хозяйстве. Система безопасности и гигиены включает:
* нормативные правовые акты, коллективные договоры и другие соответствующие акты по безопасности и гигиене труда;
* деятельность органа или ведомства, отвечающего за вопросы безопасности и гигиены труда;
* механизмы для обеспечения соблюдения национальных законодательных и нормативных правовых актов, включая системы инспекции;
* меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне предприятия между его руководством, работниками и их представителями в качестве основного элемента мер профилактики на производстве.
По мнению Федерации профсоюзов РК, ратификация рассмотренных выше конвенций МОТ, будет способствовать совершенствованию трудового и социального законодательства Республики Казахстан, повышению правовой защиты и гарантий работников всех категорий.
Учитывая данные факторы, Федерация профсоюзов РК направила письмо в Правительство РК о необходимости начала процедурных действий по ратификации вышеперечисленных конвенций МОТ в соответствии с положениями Закона РК «О международных договорах Республики Казахстан».