На заседании круглого стола под председательством вице-министра труда и социальной защиты населения РК Олжаса Ордабаева состоялось обсуждение проекта Комплексного плана развития рынка труда до 2030 года, в котором приняли участие представители Всемирного банка, центральных государственных органов, НПП «Атамекен», отраслевые эксперты. Позицию Федерации профсоюзов представил председатель Комитета по социально-экономическим отношениям и социальному партнерству Федерации профсоюзов РК Саруар Кенжебулат.
Как подчеркнули представители Центра развития трудовых ресурсов, выступившие разработчиками проекта Комплексного плана, особенностью данного документа является его направленность на создание «качественных рабочих мест», под которыми понимается:
– уровень оплаты труда не ниже медианной зарплаты в регионе (с пересмотром каждые полгода);
– стабильная занятость не менее полугода на одном рабочем месте;
– наличие медицинского страхования, пенсионного обеспечения (отчислений), оплачиваемого отпуска и других форм компенсаций;
– создание безопасной рабочей среды с уровнем производственного травматизма не выше среднеотраслевого коэффициента производственного травматизма / смертности.
Между тем, в ходе дискуссионной сессии председатель Комитета по социально-экономическим отношениям и социальному партнерству ФПРК Саруар Кенжебулат высказал ряд замечаний и предложений по проекту документа.
Он поставил под сомнение целесообразность включения в проект плана механизмов регулирования и направлений развития отраслей экономики.
«Анализ внешних факторов по отношению к рынку труда – состояния в различных отраслях экономики вполне логичен и объясним, однако попытки включения в Комплексный план механизмов регулирования и направлений развития этих отраслей могут вызвать определенные конфликты с отраслевыми политиками уполномоченных госорганов, дублирование отдельных мероприятий, а в дальнейшем – расхождение принимаемых мер между Комплексным планом и другими программными документа в связи со сложившейся практикой внесения изменений и дополнений в документы государственного планирования», – подчеркнул Саруар Кенжебулат.
Наряду с этим он отметил, что главным фактором создания качественных рабочих мест является обеспечение стандартов достойного труда.
«Документ содержит ярко выраженный бизнес-ориентированный подход, предполагающий принятие мер по созданию благоприятных условий для бизнеса, который вследствие этого, как ожидается, будет создавать качественные рабочие места. Вместе с тем не менее важно, если не самое важное, – это формирование регуляторной среды, позволяющей обеспечить адекватный уровень минимальных стандартов для работников при создании рабочих мест», – Саруар Кенжебулат.
При этом, говоря о мерах по развитию рынка труда, он акцентировал внимание соцпартнеров на приоритетной роли Человека труда.
«Как известно, субъектами рынка труда являются работодатели и работники, а объектом – непосредственно труд, созидающий экономическую ценность, носителем которого является Человек труда. Упрощенно, созданная ценность распределяется в виде прибыли собственника и оплаты труда работников, и здесь важно понимать, что в центре внимания должен быть именно достойный труд и Человек труда, а не интересы бизнеса. Хотя это тоже важно», – напомнил глава Комитета по СЭО и СП ФПРК.
Отмечая важность и актуальность предложений МТСЗН по развитию навыков и компетенций рабочей силы, он указал на ряд нерешенных проблем в этой области и предложил провести анализ действующего законодательства для определения неэффективных регуляторных механизмов, с разработкой предложений по их совершенствованию.
Представитель Федерации профсоюзов считает необходимым пересмотреть нормы действующего законодательства в области социальных гарантий.
«Также приветствуются инициативы МТСЗН по цифровизации процессов управления занятости и трансформации центров занятости, однако в первую очередь необходимо критически переосмыслить действующее законодательство в трудовой сфере и в области социальных гарантий, а именно определить адекватные реалиям минимальные социальные гарантии государства: минимальный размер заработной платы, величину прожиточного минимума, выплаты при наступлении социальных рисков», – предложил спикер от ФПРК.
Кроме того, он считает, что Комплексный план должен быть сопряжен и синхронизирован с Программой повышения доходов населения, в которой одним из ключевых показателей является повышение доли оплаты труда в ВВП, а целевой ориентир по этому индикатору на перспективу должен быть не менее 50%.
Предлагается также в обязательном порядке обозначить в Комплексном плане стандарты в области оплаты труда, в первую очередь, по увеличению соотношения минимального размера заработной платы к средней и медианной зарплате, где целевой ориентир на перспективу должен быть не менее 50% и 60% соответственно.
Согласно позиции ФПРК, Комплексный план также должен включить в себя системные меры по улучшению состояния с безопасностью и охраной труда, а также созданию достойных условий труда в целом.
Как подчеркнул Саруар Кенжебулат, не менее важным вопросом в развитии рынка труда является повышение качества социального партнерства, роли социальных партнеров, учет мнения и обязательное согласование внедрения новых регуляторных мер с профсоюзами и представителями работодателей.
«Развитие института профсоюзов должно занять в Комплексном плане ключевые позиции, в качестве представителей ядрового элемента рынка труда – Человека труда», – отметил председатель Комитета по СЭО и СП ФПРК.
В целом он рекомендовал Правительству принять исчерпывающие меры по возобновлению разработки и реализации совместно с МОТ и социальными партнерами страновой Программы достойного труда, а Комплексный план, считает спикер, как и другие связанные программные документы, должен исходить из приоритетов Программы достойного труда.
По итогам работы круглого стола организаторы заседания отметили важность озвученных участниками обсуждения предложений и выразили готовность предметно их рассмотреть.