Биржан Нурымбетов,
Первый заместитель Председателя ФПРК
В обществе сегодня понятие «самозанятые» рассматривают больше как негативное явление.
На самом деле, наличие самозанятого населения, не есть плохо для любого государства и любой экономики. Это, по определению, активная часть населения, которая не нанимается никому и не считает себя безработным.
По структуре показателей рынка труда, экономически активное население (считай работоспособное) делится на занятое и безработное население. В свою очередь, занятое население, состоит из наемных работников и самозанятых. То есть, из тех, кто работает «на дядю» и тех, кто работает на себя.
И проблема не в том, что в Казахстане их много (2,1 млн. человек). Да, в США, и ряде стран Европы их порядка 10% от общего числа занятых, в Казахстане – 25%, но в Южной Корее, Турции – 30-40%, и у них нет таких проблем.
Наша проблема в качестве их «индивидуальной деятельности», то есть в их доходах, а вернее в их отсутствии. По данным Комитета по статистике таких «непродуктивно» самозанятых порядка 300 тысяч человек, в реальности не менее одного миллиона.
Проблема остро встала в связи с планами по внедрению системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС).
По концепции данной реформы, говоря проще, услуги ОСМС в полном объеме получат только те, кто будет застрахован, то есть за кого будут перечислены страховые взносы. Законом решили, что из рассматриваемых категорий граждан, за наемных работников будут платить работодатели, индивидуальные предприниматели (они же часть самозанятых) сами за себя, а за безработных, зарегистрированных в центрах занятости, – государство.
«За бортом» остаются не зарегистрированные безработные (порядка 300 тысяч) и те самые «непродуктивно» самозанятые, а это более 1,5 млн. наших граждан.
Задача сложная. Для ее решения сейчас пошли по пути «формализации» индивидуальной деятельности самозанятых. То есть через обязательную регистрацию в качестве ИП, и, соответственно, уплаты страховых взносов «сам за себя».
Но наложение дополнительных административных обязательств на людей, которые практически не имеют доходов чревато, на что, соответственно и реагирует сегодня общественность.
Поэтому, принудительная формализация их деятельности, скорее не решит эту проблему. В Корее, в свое время, наоборот, введение медицинского страхования стимулировало формализацию людей, занимающихся индивидуальной деятельностью.
В нашем случае, логичным видится, признать «непродуктивно» самозанятых – безработными, дать им право зарегистрироваться в качестве безработных в центрах занятости (на условиях действующего законодательства, то есть если им Центр занятости не сможет предложить подходящую работу), и в этом случае платить за них страховые взносы.
Да, увеличится официальная численность безработных. Но в этом тоже есть логика – если государство не смогло предложить им рабочие места, то тогда государство и платит за них на медицинское страхование.
И, в принципе, во всей этой ситуации перед государством должна стоять только одна задача – создавать, создавать и еще создавать рабочие места в экономике.