Одним из самых важных условий для любого работающего человека является адекватная оплата его труда
По последним данным на сегодня средняя номинальная заработная плата в стране (СЗП) порядка 168 тысяч тенге. Это среднеарифметическое ее значение. Как в том случае – один получает 50 тысяч, а другой 950 тыс., а в среднем на двоих по полмиллиона!
При этом, имеется существенная разница средней зарплаты по отраслям (полные данные за 2016 год): от горнодобывающей отрасли, где она составляла 231% к СЗП по экономике, финансового сектора – 207% к СЗП (то есть, «похвастать» доходами выше, чем в два раза от СЗП, могут только «нефтяники» и «банкиры», и они составляют лишь 8% всех трудящихся) до сельского хозяйства (51% к СЗП) и бюджетных сфер, где средняя зарплата не более 70% от СЗП.
И если, плюс к этому, учесть разницу в доходах между «начальниками» и простыми работниками, то говорить о том, что средняя зарплата по стране отражает реальную ситуацию с доходами наших работающих граждан, не приходится.
Кто определяет, сколько платить за труд?
Трудовой кодекс рыночно гласит: «размер месячной заработной платы устанавливается дифференцировано в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, а также условий труда» (ст.103), и максимальным размером она не ограничивается. То есть это решает работодатель, и это вопрос социальной ответственности работодателя – и частного и государственного. При этом, для них это зависит от «возможностей экономики конкретного предприятия и (или) государственного бюджета». Может так и есть.
Единственное, что регулируется законом (государством) в вопросе заработной платы это ее минимальный размер (МЗП), а в случае с бюджетниками – БДО (базовый должностной оклад).
Это один из гарантированных государством минимальных трудовых стандартов. Но, Трудовой кодекс определяет лишь нижний порог размера МЗП – она не должна быть ниже прожиточного минимума (при этом размер самого прожиточного минимума это отдельная сложная тема).
Исходя из этого, законодатель ежегодно законом о республиканском бюджете, устанавливает МЗП в размере, именно равном размеру прожиточного минимума (на 2018 год – 28284 тенге!), тем самым формально, не нарушая Трудовой кодекс. Но, Трудовой кодекс не запрещает устанавливать МЗП больше, чем прожиточный минимум.
При этом, на протяжении многих последних лет, размер МЗП составляет лишь 16-17% от размера СЗП по стране (в развитых странах этот показатель на уровне 40–50%). В Казахстане МЗП в два раза меньше чем в России, Беларуси и Армении. И эту минимальную зарплату получают миллионы людей в стране, и пытаются, как то на них выжить.
Поэтому, видится необходимым решить вопрос повышения (хотя бы) размера минимальной заработной платы. При этом, можно, не нарушая и не меняя Трудовой Кодекс, государству рассмотреть вопрос повышения МЗП до 2-х или 3-х кратного прожиточного минимума.
Это приведет к кратному увеличению зарплат самых низкооплачиваемых работников. Эти деньги вернутся в экономику через их же потребительские расходы в виде оплаты за товары, услуги, продукты и т.д. Это будут дополнительные доходы для МСБ, предлагающих те же товары и услуги, и дополнительные поступления налогов от них в бюджет.
Это называется мультипликативный эффект. Выиграют все.
(Фото: kapital.kz)