19 марта в Астане состоялось подписание Меморандума о взаимном сотрудничестве между Верховным судом РК и Федерацией профсоюзов РК. Документ подписали Председатель Верховного суда РК Жақып Асанов и Председатель ФПРК Бақытжан Әбдірайым.
Меморандум предусматривает открытие Татуласу орталығы (Центров примирения) на базе территориальных объединений профсоюзов Федерации профсоюзов РК. Центры примирения направлены на расширение возможностей населения для решения трудовых и иных споров и конфликтов путем примирительных процедур.
Проект формируют новую философию взаимодействия гражданского общества, призванную решать спорные вопросы без обращения в судебные и правоохранительные органы. Эта традиция уходит своими корнями в историю казахского народа и может играть консолидирующую роль в жизни общества.
О перспективах социальной медиации нашему сайту рассказали профессиональные медиаторы, представляющие Центр медиации и права «Парасат» Гульмайдан Уразбаева и Межрегиональный Центр медиации «Мир» Салтанат Кайдарова.
Как Вы стали профессиональными медиаторами? Какие этапы обучения прошли?
Я начала свое обучение в 2011 году. Сейчас являюсь тренером профессиональных медиаторов. Проводим тренинги, медиации, – отмечает руководитель Межрегионального Центра медиации «Мир» в г. Павлодар Салтанат Кайдарова.
Я работаю в данной сфере около 6-7 лет. Мы с коллегами прошли общий и специализированный курсы, тренинг тренеров. Но на этом не останавливаемся. Мы изучали коммерческую медиацию в Киеве. Проходили обучение семейной медиации у британских тренеров. Недавно прошли обучение восстановительной медиации в уголовном процессе совместно с судьями Верховного суда. Медиация требует не только практического опыта, но и обновления теоретических знаний. Проводим медиации в сфере трудовых отношений, – говорит руководитель Центра медиации и права «Парасат» г. Алматы Гульмайдан Уразбаева.
Ваша профессия достаточно новая для Казахстана. Как люди реагируют на новую профессию?
Большой плюс, что у людей есть возможность обучиться и работать профессиональными медиаторами. Сроки обучения разные для каждых уровней, после окончания срока выдается сертификат профессионального медиатора, – рассказывает Салтанат Кайдарова.
– В Атырау из 15 мною обученных человек, восемь изъявили желание работать медиаторами. Считаю, что это хороший показатель, – добавляет Гульмайдан Уразбаева.
В семейной, и в трудовой медиациях всегда присутствует социальный аспект. На Ваш взгляд, какая из этих медиаций сложнее, если так можно выразиться?
В семейной медиации существенную роль играют эмоции, и в этом заключается вся ее сложность. В этой медиации очень много глубинных процессов, там очень много участников конфликта. – считает Салтанат Кайдарова.
– Начав заниматься семейной медиацией, я обратилась к семейному консультированию. Изучала данное направление у испанских тренеров. Но в моей практике встречались случаи, когда за очертаниями трудового конфликта, скрывались серьёзные семейные причины – отмечает Гульмайдан Уразбаева.
А что по поводу трудовой медиации?
В трудовой медиации сложность в том, что есть некоторая настороженность со стороны работодателя. Отрадно, что сейчас работодатели смотрят более позитивно на медиацию. Раньше они ее не воспринимали. В связи с этим, необходимо проявить усилие, чтобы убедить работодателя. На любой стадии можно воспользоваться услугами медиатора. Если возникнет коллективный трудовой спор или индивидуальный. Работник имеет право обратиться к медиатору, к нейтральному лицу. Тот, в свою очередь, будет работать с двумя сторонами по принципу беспристрастности.
Я думаю, трудовая медиация, будет развиваться в том случае, если работодатели действительно поймут, что институт медиации поможет разрешить возникшие споры. Также медиация выгодна с экономической стороны, так как позволяет сэкономить средства, – отметила руководитель Центра медиации и права «Парасат» г. Алматы Гульмайдан Уразбаева.