24 апреля 2019 года в городе Нур-Султан состоялся внеочередной IX Съезд Отраслевого профессионального союза машиностроителей где Кусаинов К.К. проинформировал участников Съезда о деятельности Центрального совета Отраслевого профсоюза машиностроителей и основных направлениях работы на предстоящий период.

Также на Съезде выступили гости социальные партнеры в лице представителей уполномоченных государственных органов и работодателей: Ответственный секретарь Министерства цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан Ахметжанов А.М., Заместитель председателя Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан Макажанов Н.К., Председатель Правления АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг» Абдибеков Н.К., Директор Исполнительной Дирекции Союза машиностроителей Казахстана Асансеитов Р.М.

В ходе Съезда был рассмотрены внутренние вопросы Отраслевого профсоюза, а также избран обновленный состав Ревизионной комиссии и Центрального Совета.

Вместе с тем делегаты Съезда избрали нового Председателя ОО «Отраслевой профессиональный союз машиностроителей» им стал Казангапов Т.Д.

Всего на Съезде приняли участие около 40 делегатов от работников предприятий машиностроительной отрасли и оборонной промышленности со всех регионов страны.

По итогам данного мероприятия делегатами было принято Обращение IX Съезда Отраслевого профессионального союза машиностроителей в Правительство Республики Казахстан.

ОБРАЩЕНИЕ

IХ внеочередного Съезда Отраслевого

профессионального союза машиностроителей

в Правительство Республики Казахстан

Первый Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. не раз подчеркивал в своих выступлениях, что повышение качества жизни и благосостояния населения является основной обязанностью государства.

Важнейшей социальной и экономической категорией любого современного общества является заработная плата, которая определяет уровень жизни человека и обеспечивает социальную стабильность в обществе.

По заключению Международной комиссии, созданной по инициативе Евросоюза в 1989 году, справедливой считается минимальная заработная плата, достигающая 68% от средней заработной платы по стране. В странах Европы уровень минимальной заработной платы варьируется от 30 до 50% средней месячной заработной платы. В Казахстане же минимальная зарплата составляет около 24% от среднемесячной заработной платы в целом по Республике, что явно не соответствует реальной стоимости труда.

В настоящее время в машиностроительной отрасли и оборонно-промышленном комплексе среднемесячная заработная плата (это вместе с премиями и доплатами и за вычетом всех налогов) составляет на одного работника 133 тыс. тенге, что является одной из самых низких заработных плат в обрабатывающей промышленности и ниже чем в среднем по стране.

В индустриальных странах одним из важнейших показателей экономики является уровень развития машиностроительной промышленности.

Сегодня на предприятиях машиностроительной отрасли и оборонно-промышленного комплекса Казахстана (АО «ЗИКСТО», АО «Казэнергокабель», АО «НИИ «Гидроприбор», АО «Уральский завод «Зенит», АО «КАМАЗ-Инжиниринг», АО «Актюбрентген», ТОО «Усть-Каменогорский конденсаторный завод», АО «Машзавод им. С.М. Кирова» и др.) происходит непростая ситуация, связанная с неполной загрузкой производственных мощностей и отсутствием заказов, в связи с чем, наблюдается отток высококвалифицированных кадров.

Бывает и такое что у силовых структур имеется потребность в определенной продукции, однако Министерством финансов Республики Казахстан (МФ) не поддерживается выделение средств из республиканского бюджета на эти нужды.

К примеру, в рамках государственного оборонного заказа Комитет национальной безопасности в интересах Пограничной службы в 2018 и 2019 годах подавал заявки на включение в республиканский бюджет расходов на приобретение малого сторожевого корабля типа «Айбар» до 68 тонн, зав. №2.

Имея подтверждение потребности в данном корабле АО «Уральский завод «Зенит» начато изготовление корабля за счет кредитных ресурсов. В настоящее время на стадии завершения стапельный период изготовления корпуса корабля.

Однако оба раза МФ заявки отклонены, что негативно сказалось на финансовом положении предприятия оборонного значения обеспечивающего занятостью порядка тысячи человек.

Вместе с тем, требуют пересмотра правила расчета величины прожиточного минимума в части увеличения фиксированной доли на непродовольственные товары и услуги с учетом сложившейся на данный момент структуры потребительских расходов населения.

Сохранение действующих подходов, не соответствует приоритетам социально-экономического развития и достижению стратегической цели по вхождению республики в число 30-ти развитых стран мира к 2050 году, озвученной в Послании первого Президента Республики Н. Назарбаева народу Казахстана.

В этой связи, IХ-й внеочередной Съезд Отраслевого профессионального союза машиностроителей предлагает:

– ратифицировать Конвенцию МОТ №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран»;

– принять меры по расширению государственной поддержки машиностроительной отрасли в том числе оборонно-промышленного комплека и продвижению отечественной продукции на внутренний и внешние рынки;

– разработать государственную программу импортозамещения в машиностроении;

– разработать подходы к привлечению молодежи в реальный сектор экономики;

– поддержать выделение в республиканском бюджете на 2019-2020 годы расходов на приобретение малого сторожевого корабля типа «Айбар» до 68 тонн, зав.№2;

– пересмотреть правила расчета величины прожиточного минимума в части увеличения фиксированной доли на непродовольственные товары и услуги с учетом структуры потребительских расходов населения;

– разработать и утвердить методику расчета минимальной заработной платы, которая будет гарантировать работнику достойную заработную плату, не ниже величины необходимой и достаточной для нормального уровня жизни.