Судовые инспекции для защиты моряков: Конвенция о труде в морском судоходстве в действии

Судовые инспекции – ключевой элемент в обеспечении соблюдения Конвенции о труде в морском судоходстве, то есть достойных условий жизни и труда моряков. Контр-адмирал службы береговой охраны Италии Луиджи Джардино (Luigi Giardino ) рассказывает о том, как проводятся и к каким результатам могут приводить такие инспекции.

В рамках празднования столетнего юбилея МОТ обратилась ко всем странам с призывом поддержать усилия, направленные на обеспечение достойного труда 1,5 миллиона моряков, занятых в мировом морском судоходстве. Цель инициативы столетия в области морского судоходства – добиться, чтобы до конца текущего года Конвенцию 2006 года о труде в морском судоходстве ратифицировало не менее 100 стран.

На сегодняшний день этот «билль о правах» моряков ратифицирован 92 странами.

Каждое государство, ратифицировавшее Конвенцию 2006 года, обязано обеспечить ее выполнение всеми судами, плавающими под его флагом. У него есть также право инспектировать на предмет соблюдения требований Конвенции все суда, заходящие в его порты, при поступлении соответствующих жалоб.

Контр-адмирал службы береговой охраны Италии Луиджи Джардино, рассказал Новостям МОТ о том, как проводится инспектирование судов.

Новости МОТ. В каких случаях вы проводите инспекционную проверку судна?

Джардино. Решение о проведении инспекции судна, зашедшего в итальянский порт, принимается с учетом характеристики рисков, связанных с данным судном, при наличии признаков серьезной угрозы его безопасности или при поступлении жалобы.

Новости МОТ. Сколько судов в среднем инспектируется за год?

Джардино. В 2018 году в портах и на якорных стоянках Италии было проведено 1 362 инспекции судов.

Новости МОТ. В чем заключаются  наиболее серьезные нарушения и какие меры  по ним принимаются безотлагательно?

Джардино. К числу серьезных нарушений относится отсутствие документов, подтверждающих что моряки прошли профессиональную подготовку и были должным образом аттестованы, то есть имеют достаточную квалификацию для выполнения своих обязанностей. Сюда же можно отнести и присутствие в составе экипажа лиц моложе 16 лет. В таких случаях принимается решение о задержании судна до устранения выявленных нарушений.

Новости МОТ. В какой сфере чаще выявляется наибольшее количество нарушений?

Джардино. В первую очередь мы изучаем санитарно-гигиенические условия, смотрим, в каком состоянии находятся тросы и канаты, имеют ли вращающиеся части машин и механизмов защитные ограждения, проверяем состояние электрооборудования, а также средств индивидуальной защиты. Последнее включает проверку не только наличия защитного снаряжения, но и то, насколько оно используется членами  экипажа в ходе эксплуатации судна. Вот эти основные пять вопросов и находятся в сфере нашего внимания в 27 странах Европы, а также в России и Канаде.
Сталкиваемся мы и с целым рядом других недостатков. Речь может идти, например, о нехватке запасов продовольствия  или о его хранении без соблюдения необходимого температурного режима. Встречаются проблемы с отоплением, кондиционированием воздуха и вентиляций судовых помещений. Не всегда поддерживается чистота, в том числе в машинном отделении,  спальных помещениях, гальюнах и на камбузе. Бывают случаи, когда экипажу не выплачивается заработная плата.

Новости МОТ. Серьезная проблема — переутомление моряков, которое может стать причиной несчастного случая. Каким образом вы выявляете такое состояние?

Джардино. Мы изучаем объективные данные о соблюдении требований Конвенции о труде в морском судоходстве. Например, сравниваем  учетные записи продолжительности рабочего времени и отдыха моряков с записями в вахтенном журнале и отчетами о проведенных учениях.  Опрашиваем членов экипажа, особенно из рядового состава. Обращаем внимание на физическое состояние моряков: насколько они бодры, не замедлены ли их ответы, сохраняют ли концентрацию внимания.

Новости МОТ. Фиксируете ли вы нарушения технического состояния судна?

Джардино. Да, поскольку конструктивные недостатки — коррозия, неисправность оборудования либо той или иной системы по причине небрежной эксплуатации,  трещины, деформации – могут отразиться на безопасности экипажа. Поэтому мы регистрируем такие нарушения и ставим сроки их устранения.

Новости МОТ. Что происходит при невыполнении требований Конвенции? Применяются ли в этом случае санкции?

Джардино. Как я уже сказал, наличие серьезных недостатков служит основанием для задержания судна. Кроме того, должностные лица государства флага вправе отозвать сертификат судна или наложить на него санкции, предусмотренные национальным законодательством.

Новости МОТ. Лучше ли, на ваш взгляд, стала соблюдаться Конвенция о труде в морском судоходстве?

Джардино. Несомненно. Мы фиксируем все меньше нарушений. Думаю, в морском судоходстве растет понимание того, что ратификация конвенции идет во благо морякам, судовладельцам, государствам флага, прибрежным государствам, странам, поставляющим трудовые ресурсы для отрасли. Судовладельцам экономически выгодно избегать нарушений либо оперативно и эффективно их устранять в случае необходимости. Задержание судна даже на несколько часов оборачивается серьезными издержками, а кроме того, ложится черным пятном на репутацию флота, плавающего под флагом данной страны.