МОТ представляет варианты будущего для профсоюзов.
Внедрение нестандартных форм занятости, сокращение количества рабочих мест, рост неформального сектора экономики – эти и другие проблемные факторы отмечены в докладе Международной организации труда, посвященном настоящему и будущему сферы труда. Эксперты не только рассказали о текущей ситуации, но и спрогнозировали четыре варианта развития рабочего движения. Какой из возможных сценариев станет реальностью – покажет будущее.
ЛЮДЕЙ – БОЛЬШЕ, ВАКАНСИЙ – МЕНЬШЕ Международная организация труда (МОТ) опубликовала доклад о настоящем и будущем трудовых отношений. Исследование показало, что глобальной тенденцией десятилетия стало увеличение количества людей, занятых в неформальном секторе экономики. Напомним, что сюда относится любая экономическая деятельность, не учитываемая официальной статистикой. Компании в этом секторе, как правило, не имеют статуса юридического лица, а работники официально не трудоустроены. Больше половины (61,2%) из 3 млрд трудящихся по всему миру вовлечены в неформальную занятость. Такой тип трудовых отношений наиболее характерен для государств с низким и средним уровнем дохода граждан. В развивающихся и развитых странах, тем временем, остается востребованным труд мигрантов. Исследователи насчитали 130 млн таких работников в мире. Они в основном заняты в сферах легкой промышленности, услуг и строительства. Как временные работники, так и мигранты редко вступают в профсоюзы или организуют собственные. Высоким остается и уровень безработицы. По официальным данным, постоянного дохода не имеют 192 млн человек трудоспособного возраста по всему миру. Вместе с тем ежегодно рынок труда пополняется на 40 млн человек. Быстрее всего численность работников растет в Африке к югу от Сахары и в Южной Азии. К 2030 году в этих регионах сосредоточится 38% мировой рабочей силы. Существенное влияние на структуру рынка труда оказывает цифровизация. В ближайшем будущем в развитых, богатых государствах значительно упадет число рабочих мест в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности. В развивающихся странах, напротив, ожидается небольшой рост в этих же сферах. В связи с уменьшением числа рабочих мест в промышленности все больше людей будет переходить на низкооплачиваемые вакансии в сфере услуг.
ИДЕМ ПО НАКЛОННОЙ Сокращение рабочих мест на предприятиях, внедрение нестандартных форм занятости, массовое вовлечение трудящихся в неформальный сектор экономики – это привело к тому, что по всему миру профсоюзные ряды тают. Сегодня из 3 млрд работников старше 15 лет в рабочих объединениях состоят лишь 516 млн. Если исключить из них членов подконтрольных государству организаций (в Китае, Беларуси и на Кубе), то цифра станет еще меньше – 214 млн. Независимые профессиональные союзы, лидеры по охвату членством, сосредоточены в Северной Европе. Второе место занимает Северная Африка, а замыкают тройку Восточная и Центральная Европа. Спад членства в рабочих объединениях, ведущий к снижению в том числе протестной активности, эксперты МОТ зафиксировали также в отдельных отраслях. В промышленности, к примеру, количество профсоюзников убывало ежегодно с 1980 года. Если в конце XX столетия в союзы объединялись 43% рабочих, то к 2015 году показатель упал до 22,5%. Еще хуже ситуация в сфере сельского хозяйства. В странах, где работники заняты на больших плантациях (Кения, Уганда), в профсоюзах состоят 35% и 21% соответственно. В развивающихся государствах (Бразилия, Индия, Турция) охват составляет 5%, а в развитых – около 1%. Самый высокий уровень членства отмечается в сфере коммерческих услуг – в среднем 25 – 35%.
НЕ ПОВОД ДЛЯ ОТЧАЯНИЯ В будущем профсоюзам предстоит ответить на три главных вопроса: хватит ли рабочих мест для всех, насколько качественными они будут и как новые технологии повлияют на трудовые отношения. У работников не меньше вопросов: что ожидать от профессиональных союзов в ближайшие два десятилетия, останутся они крупными членскими организациями или будут представлять интересы меньшинства? Проанализировав текущее положение рабочих объединений в мире, эксперты МОТ представили четыре варианта развития событий. Первый предполагает маргинализацию профсоюзов вследствие их “стандартизации”, под которой нужно понимать следование шаблонам и утрату гибкости. Может ускорить этот процесс и растущая либерализация экономики. В результате рабочие объединения будут терять значимость и влиятельность в регулировании трудовых отношений. Самый тревожный признак, указывающий на такой ход развития событий, – старение: в среднем в развитых странах каждый пятый член профсоюза – старше 55 лет и только каждый двадцатый моложе 30. Если не заменять ежегодно три-четыре процента активистов молодежью, то к середине столетия выживание организаций работников будет под угрозой во многих странах. Во втором варианте развития событий профсоюзы станут более лояльными к нанимателям, возникнет больше “желтых” организаций. Из-за этого уменьшится количество протестных акций, снизится роль коллективных переговоров, конфликты будут заканчиваться быстрее за счет податливости представителей работников. Работодатели станут жестче продавливать свою политику, права трудящихся будут существенно ограничены. Тем не менее, соглашаясь с требованиями работодателей, союзы трудящихся могут обеспечить постоянную занятость своим членам. Как отмечают авторы, такой сценарий приведет к тому, что профсоюзы останутся только в крупных компаниях. Сотрудники мелких фирм, временные и самозанятые работники, трудовые мигранты – останутся без защиты. Третий вариант предполагает, что на фоне меняющегося рынка труда профсоюзы будут заменены другими формами социального партнерства.
По мнению экспертов МОТ, на смену могут прийти правозащитные организации, общественные движения и “цифровые” объединения работников, которые возьмут на себя защиту прав трудящихся. Предполагается, что в их составе будет больше молодежи. За счет этого организации станут более мобильными, а взаимодействие и коллективные действия перейдут в цифровой формат. Вопрос лишь в том, смогут ли такие инициативы превратиться в постоянные организации, наделенные полномочиями вести переговоры и обеспечивать соблюдение соглашений с работодателями и органами власти. Наконец, в четвертом сценарии исследователи рассматривают вероятность “оживления” профессиональных союзов, которые смогут укрепить свои позиции, усовершенствовать структуру и омолодить коллектив. Вероятность такого развития событий высокая – сейчас рабочие союзы внедряют новые форматы взаимодействия с трудящимися, активно осваивают интернет-пространство, занимаются переобучением своих членов.
К тому же на стороне “старой формации” есть серьезное преимущество перед альтернативными объединениями. Это солидный опыт в решении трудовых споров. Авторы отмечают, что ключ к такому будущему – поднять численность молодежи в профсоюзах как минимум вдвое. Эксперты МОТ сходятся во мнении, что все четыре варианта возможны, но пока непонятно, какой из них более вероятен. Ответ зависит от страны, состояния экономики, уровня безработицы и других факторов. Первый вариант вероятен там, где упадок трудовых отношений и старение населения сложно преодолеть, где объединениям работников недостает поддержки, а власть враждебно к ним настроена. Второй вариант, сотрудничество с работодателями и выживание только в крупных корпорациях, вероятен в развитых и развивающихся странах, если неформальные работники не начнут создавать собственные объединения. Третий сценарий – замещение – воплотится, скорее всего, там, где люди нуждаются в более активном представительстве. А на четвертый сценарий развития может перейти весь мир, если профсоюзы активизируются в кратчайшие сроки.
https://www.solidarnost.org/articles/logika-i-nikakogo-moshennichestva.html