ЖЕНЕВА (Новости МОТ) – Сокращение продолжительности рабочего времени в мире за первое полугодие 2020 года оказалось гораздо более существенным, чем это предполагалось ранее, а весьма неуверенный процесс выхода из кризиса во второй половине текущего года даже при наиболее оптимистичном сценарии не позволит вернуться у уровню, существовавшему до наступления пандемии, и при этом сохранится риск масштабной потери рабочих мест, предупреждает Международная организация труда (МОТ).
Согласно данным, приведенным в 5-м выпуске Вестника МОТ «Пандемия COVID-19 и сфера труда» , продолжительность рабочего времени в мире во 2-ом квартале 2020 года сократилась на 14 процентов, что равнозначно потере 400 миллионов рабочих мест на условиях полного рабочего времени (при 48-часовой рабочей неделе). Эти цифры гораздо выше тех оценок и расчетов, которые приводились в предыдущем выпуске «Вестника» (от 27 мая с.г.) , когда предсказывалось сокращение на 10,7 процента (эквивалентное потере 305 млн рабочих мест).
Новые данные говорят о том, что за последние несколько недель ситуация ухудшилась во многих регионах мира и особенно в развивающихся странах. Оценки по регионам показали, что во втором квартале потери рабочего времени составили: в странах Северной и Южной Америки – 18,3 процента, в странах Европы и Центральной Азии – 13,9 процента, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона – 13,5 процента, в арабских странах – 13,2 процента, и в странах Африки – 12,1 процента.
Подавляющее большинство работников в мире (93 процента) проживают в странах, где действуют те или иные карантинные меры, связанные с ограничениями в деятельности предприятий. При этом наиболее строгие ограничения введены в странах Северной и Южной Америки.
Второе полугодие 2020 года
В новым выпуске «Вестника» излагаются три возможных сценария восстановления экономики во втором полугодии 2020 года – базовый, пессимистическийи оптимистичный. При этом подчеркивается, что долгосрочные результаты будут зависеть не только от того, как будет развиваться пандемия в ближайшем будущем, но и от того, какие политические решения будут принимаются правительствами стран.
Базовый вариант развития событий, который предполагает достижение прогнозируемых уровней экономической активности, снятие ограничительных мер на производственную деятельность, а также восстановление прежних уровней потребления и инвестиций, предусматривает сокращение продолжительности рабочего времени на 4,9 процента (что эквивалентно 140 миллионам рабочих мест на условиях полного рабочего времени), по сравнению с четвертым кварталом 2019 года.
Пессимистический сценарий допускает наступление второй волны пандемии и возврат ограничений в объеме, способном существенно замедлить экономическое восстановление. Вследствие этого продолжительность рабочего времени уменьшится на 11,9 процентов, что равнозначно потере 340 миллионов рабочих мест на условиях полного рабочего времени.
Оптимистический сценарий предполагает, что работники в скором времени возобновят свою трудовую деятельность, что даст толчок к существенному увеличению совокупного спроса и созданию рабочих мест. При таком исключительно быстром восстановлении экономики общемировое сокращение продолжительности рабочего времени составит не более 1,2 процента, что равнозначно потере 34 миллионов рабочих мест на условиях полного рабочего времени.
Последствия для женщин
В «Вестнике» также отмечается, что работающие женщины в большей степени страдают от пандемии, в связи с чем возникает опасность не только утратить даже тот скромный прогресс, который был достигнут за последние десятилетия в сфере гендерного равенства, но и усугубить гендерное неравенство в сфере труда.
Более сильное воздействие пандемии COVID-19 на работающих женщин объясняется их чрезмерной представленностью в тех секторах экономики, которые в наибольшей степени пострадали от кризиса, а именно в сфере гостиничного бизнеса, общественного питания, торговли и производства. Во всем мире в четырех наиболее пострадавших секторах экономики заняты почти 510 млн женщин, или 40 процентов всех работающих женщин (для сравнения: мужчин в этих секторах работает 36,6 процента).
Женщины также преобладают среди домашних работников, в секторе здравоохранения и социального ухода, где они находятся под более непосредственной угрозой потерять свой доход, заразиться и стать источником заражения; при этом они в меньшей степени могут рассчитывать на социальную защиту. Существовавшая до начала пандемии ситуация с неравномерным распределением неоплачиваемого труда по уходу за время кризиса только ухудшилась, поскольку закрылись школьные заведения и учреждения, предоставляющие услуги по уходу.
Основные вызовы на будущее
Отмечая беспрецедентную быстроту, с какой страны принимают меры политики противодействия, а также масштабность этих мер, авторы «Вестника» указывают на некоторые основные вызовы на будущее:
- Поиски целесообразного баланса и последовательности мер и мероприятий медицинского, экономического и социального и политического характера для достижения оптимально устойчивой ситуации на рынке труда.
- Реализация и поддержка политических мер и мероприятий на должном уровне даже в условиях растущей ограниченности имеющихся ресурсов.
- Обеспечение защиты и содействие в создании более благоприятных условий для уязвимых, находящихся в неблагоприятном положении и наиболее пострадавших групп с целью формирования более справедливых рынков труда.
- Обеспечение международной солидарности и международной поддержки, в первую очередь для стран с формирующимся рынком и развивающихся стран.
- Укрепление социального диалога и соблюдение прав.
«Принимаемые нами сейчас решения определят очень многое и в этом десятилетии, и после 2030 года. Несмотря на то, что разные страны находятся на разных этапах пандемии и для противодействия ей было уже сделано много, нам необходимо удвоить усилия, если мы хотим выйти из кризиса в лучшей форме, чем это было на момент его начала», – сказал Генеральный директор МОТ Гай Райдер.