Делегаты ХХVI съезда Федерации профсоюзов отмечают, что современные экономические вызовы, связанные в том числе с пандемией COVID требуют поиска новых форм социально-экономических отношений, эффективной защиты законных интересов трудящихся. Это обусловлено также дефицитом рабочих мест, новой волной технологических новшеств и развитием нетипичных форм занятости.
Главным приоритетом экономической политики государства, особенно в условиях кризиса, является развитие рынка труда и содействие эффективной занятости населения. Безработица последние 5 лет держится на уровне 5,0 %.
Однако, для того, чтобы войти в 30-ку наиболее развитых стран мира перед Казахстаном стоит непростая задача, связанная с увеличением размеров минимальных социальных стандартов и других показателей до уровня стран лидеров. Для достижения этих целей Казахстан обладает соответствующим потенциалом и экономическими предпосылками.
Делегатами Съезда отмечено, что заработная плата и социальные гарантии являются ключевыми элементами достойного труда, обеспечивающие работнику экономическую независимость, содержание семьи, организацию отдыха, культурное и нравственное развитие, возможность повысить и реализовать свой профессиональный и творческий потенциал.
Установившаяся цена рабочей силы не обеспечивает жизненно важные расходы на жилье, коммунальные услуги, транспорт, содержание детей, лечение работника и членов его семьи, образование.
В Республике Казахстан минимальный размер заработной платы составляет 17,7 % от средней заработной платы. Законодательно устанавливаемый минимальный размер заработной платы из-за постоянно опережающего роста цен на продукты, товары и услуги не соответствует реальной стоимости человеческого труда, не покрывает затраты на воспроизводство рабочей силы. Отсутствует методика определения минимальной заработной платы.
Непростая ситуация в сфере оплаты труда складывается на предприятиях реального сектора экономики. Отсутствие четкого порядка формирования систем оплаты труда в отраслях экономики, минимальной тарифной ставки первого разряда, конкретных механизмов по установлению отраслевых коэффициентов, классифицирующих условия труда по степени вредности и опасности, определяемых отраслевым соглашением и присутствие большого количества доплат, снижающих прозрачность системы оплаты труда не способствуют формированию действенной системы оплаты труда.
В бюджетной сфере остается низким уровень Базового должностного оклада, применяемого для исчисления должностных окладов работников, который был установлен в размере 17697 тенге 1 июля 2011 года и остается неизменным на протяжении многих лет, составляя на сегодня лишь 56,6 % от уровня прожиточного минимума.
Ясно понимая, что за короткий путь развития страны невозможно добиться стандартов заработной платы международного уровня, Федерация профсоюзов продолжит работу по повышению жизненного уровня работников за счет роста заработной платы и уровня их социальной защищенности.
Основные минимальные социальные стандарты (пенсии, пособия и др.) в республике, которые влияют на улучшение качества жизни, повышаются только на уровень ежегодной инфляции. Кроме того, реализация права работников на социальную защиту, охрану здоровья, профессиональную подготовку является ключевой задачей социальной политики, в которой действующие стандарты не соответствуют приоритетам социально-экономического развития страны.
Принимая во внимание вышеизложенное, Съезд обращается к Парламенту и Правительству Республики Казахстан, социальным партнерам принять соответствующие меры, направленные на:
- ратификацию в 2021 году конвенций Международной организации труда №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран», № 102 «О минимальных нормах социальной защиты», №154 «О содействии коллективным переговорам»;
- разработку методики определения минимальной заработной платы;
- обеспечение возможности учета расходов субъектов естественных монополий (при формировании тарифов) на оплату труда производственного и административного персонала не ниже фактического уровня среднемесячной заработной платы в регионе, а также предоставление возможности субъектам естественных монополий по использованию до пяти процентов ограниченной прибыли на выполнение социальных обязательств по коллективным договорам без увеличения тарифов;
- законодательное закрепление порядка индексации заработных плат работников на предприятиях всех форм собственности;
- совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы, путем замены базового должностного оклада на законодательно установленный минимальный размер заработной платы;
- разработку методики установления отраслевых коэффициентов, классифицирующих условия труда по степени вредности и опасности;
- обеспечение применения дифференцированного подхода при возмещении работодателем вреда здоровью работника, повлекшего его временную нетрудоспособность, в зависимости от трудового стажа на предприятии;
- снижения пенсионного возраста для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- повышение размера регрессных выплат по возмещению вреда здоровью работника пропорционально росту средней заработной платы на предприятии, а также продолжение их выплаты после достижения получателем пенсионного возраста;
- повышения доступности досрочного выхода на пенсию и справедливого размера пенсионного аннуитета;
- установления уровня замещения заработка работника при наступлении страховых случаев не ниже норм, рекомендуемых Международной организацией труда;
- участия профсоюзов в системах социального и медицинского страхования;
- повышения эффективности профсоюзного контроля за полнотой и качеством предоставления социальных услуг в системе обязательного социального страхования.
- поэтапное повышение минимальных государственных социальных стандартов и норм социального обеспечения до уровня аналогичных показателей стран ОЭСР.
Съезд Федерации профсоюзов выражает уверенность, что деятельность профсоюзов по защите прав и интересов трудящихся, справедливая социальная политика государства в интересах работника, должны повысить качество жизни каждого члена профсоюза, а также способствовать усилению роли профсоюзов, повышению их авторитета и влияния в казахстанском обществе.