Право на труд, справедливое вознаграждение за него, право на охрану труда являются неотъемлемыми правами человека, и они закреплены как нормативными актами национального законодательства, так и международными нормами.
Проблемы в сфере соблюдения трудовых прав работников общеизвестны: оплата труда, задолженность по заработной плате, безопасность труда, занятость, социальные гарантии. За всем этим – социальное самочувствие людей, их уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне.
Нельзя считать рынок цивилизованным, когда работники месяцами не получают зарплату, а хозяева при этом имеют приличную прибыль. Несмотря на улучшение ситуации с погашением задолженности по зарплате, проблема ее невыплаты в установленный срок остается в стране актуальной. Особенно остро сейчас эта проблема стоит в сфере малого бизнеса.
По данным Министерства, сохраняется задолженность в размере 931 млн. тенге перед 2 тысячами работников.
Қазақша айтқанда жалақыны уақытылы төлемеу – бұл жұмыскердің адал еңбегімен тапқан ақшасын ұрлау деген сөз. Бұл өте ауыр қылмыс.
Поэтому, Федерация профсоюзов считает необходимым законодательно решить вопрос об ужесточении наказания за задержку и невыплату зарплаты.
По данным мониторинга Федерации профсоюзов в республике за период с 1 января т.г. и по настоящее время было зафиксировано 22 трудовых конфликтов.
Незаинтересованность работодателей в парнерских отношениях, злоупотребления, эгоизм собственников, экономическая незащищенность послужили «детонатором» трудовых конфликтов во многих регионах и в стране в целом.
Такие явления формируют чувство тревоги и отчаяния у многих рядовых работников, которые идут на самые крайние и стихийные меры по защите своих прав и интересов своих семей.
В то же время надо сказать и о том, что имеются внешние силы раскачивающие ситуацию и подталкивающие работников бастовать.
Пользуясь случаем, хочу обратиться к работникам, не поддавайтесь провокациям и боритесь с несправедливостью через профсоюзы. Это самый надежный способ защиты. И он реально работает.
Причины трудовых конфликтов и предложения по решению проблемных вопросов, поднимаемых трудовыми коллективами, были озвучены Федерацией профсоюзов на совещании по вопросам предупреждения и разрешении трудовых конфликтов 23 февраля т.г. и были поддержаны Правительством Республики Казахстан и включены в соответствующий протокол.
К сожалению, сегодня большая часть малоимущего населения нашей страны – это работающая беднота. Действительность демонстрирует серьёзное противоречие в сфере заработной платы.
Значительную роль в этом играет сдерживание минимального размера оплаты труда.
Такая ситуация противоречит мировой практике и здравому смыслу. По рекомендации Международной организации труда МРОТ должен составлять порядка 150 % прожиточного минимума.
Мы уже много лет слышим от разных деятелей аргументы, почему эти решения принимать нельзя. Смысл этих заезженных аргументов следующий: в стране денег нет, резко повышать зарплаты – повысится инфляция; нельзя вводить налоги для богатых – они разбегутся; упрощение процедуры забастовок ввергнет страну в хаос – и так далее. Мы и прислушивались к этим аргументам. Но, что печально, положение то не меняется!
Поэтому на нынешнем этапе развития страны необходимы серьезные изменения в экономической политике. Они должны касаться в первую очередь размера доходов работников – его нужно увеличить. Это позволит увеличить потребительский спрос, что в свою очередь может привести к росту инвестиционной активности.
Необходимо поэтапно повысить МРОТ на уровень не ниже 50% от средней зарплаты. Это можно осуществить через введение дополнительного налогообложения наиболее обеспеченных слоев общества. А также, чтобы смягчить переход, можно ввести временные меры налогового стимулирования, что даст возможность предприятиям повысить фонд оплаты труда за счет экономии на налоге.
Надо всем нам просто понять, что работникам нужен рост доходов и право культурно выяснять отношения с работодателем.
И дело не в снижении социальной напряженности в стране. Речь – о восстановлении социальной справедливости. И доверия работников к государству.
Еще одна проблема касается относительно стабильной в последние несколько лет бюджетной сферы. Систематическое повышение заработных плат и законодательное закрепление профессиональных статусов конечно же отдельным категориям квалифицированных работников нас радует. Вместе с тем, имеются ряд вопросов:
Первое. Об установлении отраслевой принадлежности специалистов, работающих в смежных отраслях. Медиков в учреждениях образования и культуры, педагогов в организациях здравоохранения.
Второе. О разрыве в уровне доходов квалифицированных специалистов и технических работников. И это происходит внутри коллективов, что создает почву для возникновения трудовых конфликтов и социальной напряженности.
В связи с этим, считаем необходимым, обратить внимание на пересмотр системы оплаты труда в бюджетной сфере в целом, в том числе по замене базового должностного оклада на МЗП, провести ревизию нормативно-правой базы и методик расчета.
Как вы знаете, в декабре 2020 года был принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания услуг по предоставлению персонала». В соответствии с данным Законом размер основной заработной платы работников направляющей стороны должен быть не ниже размера основной заработной платы работников принимающей стороны по аналогичной должности.
Однако уже сегодня есть организации, которые нарушают данную норму Закона. Например по информации отраслевого профсоюза угольщиков «Казуглепроф» такой случай был выявлен на угольных шахтах АО «АрселорМиттал Темиртау», где работники ТОО «ДДС Плюс» получают заработную плату меньше штатных работников АО «АрселорМиттал Темиртау».
В этой связи, просим Министерство труда принять соответствующие меры реагирования.
Не менее важным вопросом является обеспечение работников безопасными условиями труда.
К сожалению, несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом, пока избежать не удается. Более того, в 2020 году по сравнению с 2019 годом произошел рост несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом.
Проведенный нами анализ несчастных случаев со смертельным исходом показал, из 192 предприятий, где произошли несчастные случаи со смертельным исходом, в 163 предприятиях доказана вина работодателя. На 134 предприятиях отсутствуют профсоюзные организации. Соответственно, не было общественного контроля, не созданы производственные советы.
В связи с чем, предлагаем нам проработать на законодательном уровне вопросы:
– организации совместного проведения проверок по формату «государственный инспектор труда – технический инспектор по безопасности труда»;
– наделения дополнительными полномочиями технических инспекторов по безопасности труда.
Еще один момент, касательно инспекции труда. В современных условиях трудовые инспекции должны вырабатывать более эффективные способы по обеспечению достойных условий труда, в первую очередь, с помощью профилактических мер, консультаций, разъяснительной работы и, безусловно, с применением мер административного воздействия. Как они это могут это сделать, если сегодня на 23 тыс. работников приходится всего лишь 1 инспектор.
В целях обеспечения права работников на достойные условия труда, считаем необходимым в ближайшее время рассмотреть вопрос об увеличении численности государственных инспекторов труда до уровня соответствующего международным стандартам и передачи инспекции труда в ведение Министерства труда.
А также, внести изменения и дополнения в действующее законодательство в части Мораторий, наложенный на проверки малого и среднего бизнеса, который сильно ослабил систему государственного контроля в сфере труда. Отрицательные результаты моратория налицо.
Федерация профсоюзов считает необходимым сделать исключение по показаниям к проведению проверок в части невыплаты заработных плат и обеспечения безопасности труда работников.
Сегодня в стране реализуется достаточно много государственных программ и большими объемами финансирования, однако их эффективность по-прежнему недостаточна. Самый яркий пример – программы переселения. На сегодня в приоритете сельские территории, где работники и их семьи, однако, задерживаются не всегда.
Считаем целесообразным интегрировать систему планирования государственных программ, связанных с внутренней трудовой миграцией и переселением не только с малонаселенными территориями, но и с крупными производствами, основными поставщиками рабочих мест. При этом необходимо обеспечить государственную поддержку производственным учебным центрам и корпоративным университетам и проводить подготовку и обучение переселенцев на месте.
Наработки в области социального партнерства в настоящее время испытываются на прочность кризисными явлениями в мировом хозяйстве; необходимо существенное обновление его механизма в связи с новыми реалиями для соответствия потребностям и возможностям развития экономики и общества. Вместе с тем, несмотря на новые факторы трансформации, социальное партнерство продолжает играть положительную роль, и в этом немалая заслуга Министерства труда.
Однако социальное партнерство нуждается в дальнейшем совершенствовании. Мы уже внесли ряд существенных предложений по этому вопросу.
В развитие этих мер, предлагаем областным акиматам ежегодно проводить информационно-аналитические обзоры деятельности работодателей по регулированию социально-трудовых отношений. По итогам называть лучшие предприятия и тех, которые не выполняют принятых на себя обязательств. При этом, эти результаты учитывать в размещении государственных заказов при проведении тендеров.
Профсоюзы, связанные с работниками бесчисленными нервущимися нитями, кровно заинтересованы в соблюдении трудовых прав работников и в сильной экономике в Казахстане – с множеством рабочих мест и хорошими зарплатами.
Что хорошо для наших людей и страны – хорошо для профсоюзов. С сознанием этого простого факта мы будем жить на родной земле, и действовать во имя Человека труда.