Ознакомиться с возможностями обучения детей с особыми образовательными потребностями по инклюзивному образованию, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования, актуальными вопросами труда педагогов-ассистентов, решили депутаты Павлодарского областного и городского маслихатов, в том числе члены постоянной комиссии по социально-культурному развитию.
Необходимость детального ознакомления с данным вопросом возникла по итогам состоявшейся встречи депутатов с матерями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями, в ходе которой были заслушаны пожелания матерей по развитию инклюзивного образования в регионе, мнения о нехватке специалистов, низкой заработной плате и т.д.
Выездная встреча депутатов с участниками инклюзивного образовательного процесса показала, что в общеобразовательной школе №6 кабинет поддержки инклюзии был открыт в 2018 году при поддержке корпоративного фонда «Болашак», девиз которого «Каждый ребёнок – достоин школы».
Депутаты встретились с директором школы Калиаскаровой С.Ж., методистом кабинета поддержки Джумадиевой А.Ж., ознакомились с работой специалистов, взаимодействию с родителями, с предметными модулями и дидактическими пособиями, облегчающими работу педагогов в развитии сенсорных и коммуникативных способностей детей с особыми потребностями.
В школе №6 ресурсный кабинет посещают 9 учащихся, которых сопровождают в течение всего учебного процесса педагоги – ассистенты, применяющие в инклюзии для детей с аутизмом несколько разнообразных методических методов, большая часть которых основывается на поведенческой терапии.
В общеобразовательной школе № 26 ресурсный центр для работы с детьми с особыми образовательными потребностями был открыт в декабре 2018 года совместно с республиканским благотворительным общественным фондом «Дара» г. Астаны при поддержке Фонда развития социальных проектов «SAMRUK-KAZYNA TRUST».
Кабинет оснащён оргтехникой, оборудованием для зоны динамического развития, материалами для сенсорного развития, дидактическими играми, для развития у детей художественно – творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Все дети с особыми образовательными потребностями школы №26 имеют возможность заниматься с логопедом школы Пшенко Ю.А., психологами Карповой И.В. и Безруковой И.Н.
Депутатов интересовало не только создание условий для обучения детей с особыми потребностями в кабинетах инклюзии, но и создание условий для труда педагогов по обучению детей с особыми потребностями, оплата труда педагогов-ассистентов, выполняющих функции тьютера- помощника в обучении ребенка с особенностями развития, укомплектованность штатов логопедами, дефектолагами, психологами.
Ознакомление с условиями труда педагогов-ассистентов показало, что для психологической разгрузки они пользуются кабинетами психологической разгрузки с участием опытных психологов, оплата их труда полностью соответствует требованиям Закона Республики Казахстан «Об образовании».
По итогам выездной встречи депутаты констатировали, что обучение детей с особыми образовательными потребностями в кабинетах инклюзии является наиболее эффективным для их социализации и развития знаний, воспитания в едином коллективе учащихся отзывчивости и толерантности, при котором не ребенок должен приспосабливаться к процессу обучения, а характер и темп обучения подстраиваются под нужды ребенка.