Қайырлы күн, құрметті Ералы Лұқпанұлы!
Құрметті әріптестер!
О принимаемых мерах по предупреждению и разрешению социально-трудовых конфликтов (карта трудовых рисков, задолженность по заработной плате, высвобождение работников)
По данным мониторинга Федерации профсоюзов Республики Казахстан(далее – ФПРК) с начала т.г. и по настоящее время в республике было зафиксировано 37 трудовых конфликтов(г. Нур-Султан – 6,г. Алматы – 1, г. Шымкент – 1, Акмолинская область – 2, Актюбинская область – 11, Алматинская область – 2, Атырауская область – 3, ВКО – 1, Жамбылская – 1, ЗКО – 1,Кызылординская область – 3, Мангистауская область – 1, Павлодарская -3, Туркестанская область – 1).
Большинство трудовых конфликтов произошло на предприятиях, где нет профсоюзов. Из 37 предприятий, где произошли трудовые конфликты, только в 19из них (51,3%) имелись профсоюзные организации ФПРК.
Справочно: в 2021 году ФПРК и ее членскими организациями в пользу требований работников разрешены 70% коллективных трудовых споров. При активном участии профсоюзов повышена заработная плата от 10 до 50% более 1600 работникам 14 предприятий (Крановщики строительных организаций (г. Нур-Султан), ТОО «ShymkentBus», ТОО «Казахалтын Logistic», АО «AltynExCompany», АО «КМК Мунай», ТОО «Сагиз Петролеум Компани», ТОО «ПАТП» (г. Актобе), водители скорой помощи Алматинской области, ТОО «ВостокНефть и Сервисное обслуживание» (Атырауская область), Жамбылская цементная производственная компания, ТОО «Стамгазстрой» (ЗКО), ТОО «Сибу-Кызылорда инженерно-буровая компания», ТОО «CNEC» (Кызылординская область), ТОО «СиБу (г. Актау), погашена задолженность по заработной плате перед работниками 4 предприятий (служба спасения Алматы, водители ТОО «Жан-Ел» и «АК-Нар А» (Алматинская область), ТОО «GruppoRFKazakhstan», Актауский филиал «Запад» ТОО «Әскери Құрылыс Астана» Атырауский участок (Атырауская область).
Основными причинами, произошедших трудовых конфликтов по-прежнему являются задолженность по заработной плате, низкая заработная плата, разница в оплате труда между иностранными и отечественными работниками, диспропорция в системах оплаты труда в рамках одной отрасли, отсутствие индексации заработной платы, ухудшение условий труда, несогласие с режимом рабочего времени, недовольство деятельностью руководства и др.
Со своей стороны ФПРК и ее членские организации приняли участие во всех переговорных процессах по разрешению трудовых конфликтов, что привело к более содержательным переговорам, сокращению продолжительности конфликтов, скорейшему достижению согласия.
В результате проведенной работы ФПРК и ее членскими организациями совместно с социальными партнерами трудовые конфликты были решены в 34 предприятиях (из 37), затягивается решение вопросов в 3предприятиях (водители скорой помощи
г. Актобе – повышение заработной платы), ТОО «МНСК Синопэк» – заработная плата работников повышена на 10% и то не всем (просили 100%), в настоящее время 90% работников находятся в простое(Актюбинская область), ТОО «CNEC» – заработная плата повышена на 4% (просили 100%) (Кызылординская область).
Предложения по решению поднимаемых вопросов трудовыми коллективами были озвучены ФПРК в рамках совещаний под председательством Заместителя Премьер-Министра РК Тугжанова Е.Л. по вопросам регулирования трудовых отношений (23.02., 29.03., 14.04., 4.05.), коллегии МТСЗН (26.02.), заседания Комиссии по правам человека при Президенте РК (27.04.).
Еще одним острым вопросом, по которому в последнее время в ФПРК начали поступать обращения от членских организаций, касаются нарушения прав работников так называемых аутстаффинговых компаний.
В декабре 2020 года был принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания услуг по представлению персонала» (далее – Закон). Предполагалось, что Законом будут урегулированы проблемы, связанные с применением заемного труда в Казахстане.
Однако, практика и обращения, которые поступают в ФПРК показывают, что нормы данного Закона сегодня не заработали.
Справочно: 6 мая т. г. ГПРК по данному вопросу направила письмо Заместителю Премьер-Министра РК Тугжанову Е.Л.
Нарушения прав работников зафиксированы на предприятиях нефтяной и горнодобывающей отраслей.
Так, к примеру проходчик 4 разряда ТОО «ДДС-Плюс», выполняющий работы в АО «АрселорМиттал Темиртау» получает 170-180 тысяч тенге. При этом штатный работник АО «АрселорМиттал Темиртау», выполняющий аналогичную работу получает 400-450 тысяч тенге. Тем самым, ТОО «ДДС-Плюс» нарушило пункт 1-1 статьи 103 Трудового кодекса РК.
Справочно: В соответствии с пунктом 1-1 статьи 103 ТКРК размер основной заработной платы работников направляющей стороны должен быть не ниже размера основной заработной платы работников принимающей стороны по аналогичной должности, соответствующей квалификации, специальности или профессии, сложности, количеству и качеству выполняемой работы, а также производственно-бытовым условиям в соответствии с договором на оказание услуг по предоставлению персонала.
Председатель первичной профсоюзной организации работников подрядной организации С. Скобов по данному факту обратился в инспекцию труда Карагандинской области. В ходе внеплановой проверки инспекция труда установила, что действие статьи 103 ТКРК не распространяется на ТОО «ДДС-Плюс», так как оно не осуществляет деятельность по оказанию услуг по предоставлению персонала, а является подрядной организацией. Хотя, по существу, ТОО «ДДС-Плюс» направило своих работников в АО «АрселорМиттал Темиртау» для выполнения работ.
Кроме того, по имеющейся у нас информации ТОО «ДДС-Плюс» не отчисляло обязательные профессиональные пенсионные взносы и не обеспечивало своих работников специальной одеждой, молоком и др.
21 апреля т.г. в ФПРК обратилось ТОП Мангистауский области, где около 70 работников ТОО «Фиркрофт инжиниринг сервисез лимитед Казахстан» отказались выходить на работу и требовали трудоустроить их в штат ТОО «Бургылау», уровнять их заработную плату с заработной платой работников принимающей стороны. Для сведения, средняя заработная плата работников ТОО «Фиркрофт инжиниринг сервисез лимитед Казахстан» составляет 190-220 тыс. тенге, а в ТОО «Бургылау»600-700 тыс. тенге.
Учитывая изложенное, а также в целях недопущения социальной напряженности ФПРК считает необходимым:
– установить административную и уголовную ответственность за нарушение норм законодательства Республики Казахстан о заемном труде;
– ввести запрет на законодательном уровне на применение заемного труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
- О работе отраслевых и региональных комиссий по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений
По информации ТОП за период с января по май т. г. в регионах республики было проведено 59 заседаний областных (городских) комиссий по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений (далее – региональная комиссия).
По инициативе ТОП в повестку заседаний региональных комиссий были включены 77 вопросов по социально-трудовым отношениям, безопасности и охране труда, заработной плате, обеспечению занятости и др.
12 марта т.г. подписано Генеральное соглашение на 2021-2023 годы между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей и республиканскими объединениями (ассоциациями, союзами) профессиональных союзов.
По информации членских организаций ФПРК по состоянию на
1 июня т.г. в рамках реализации Протокола РТК № 1 от 12 марта т.г.:
– из 23 отраслевых профсоюзов 2 отраслевых профсоюза (работников атомной промышленности; Казуглепроф) подписали новые отраслевые соглашения с учетом положений нового Генерального соглашения, 2 – пролонгировали сроки действия соглашений («Казпрофметалл»; Вооруженных Сил), 5 – подписали соглашения до заключения нового Генерального соглашения (работников образования и науки; ЖД, автомобильного, воздушного и водного транспорта; работников культуры, спорта и информации; работников химической отрасли, нефтехимической и родственных отраслей промышленности; работников здравоохранения «Senim»), 5 – ведут работу по разработке отраслевых соглашений (работников государственных, банковских учреждений и общественного обслуживания «Қызмет»; энергетиков; нефтегазовый (Мустафина Е.Е.); информации, коммуникаций и связи; лесного хозяйства и животного мира);
– из 17ТОП с учетом положений нового Генерального соглашения, подписали региональные соглашения – 13, оставшиеся – 4 ведут работу по подписанию соглашений (Жамбылская, Кызылординская и Туркестанская области, г. Шымкент).
Справочно: В соответствии с пунктом 1 статьи 148 ТКРК республиканская, отраслевая и региональные комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений являются постоянно действующими органами по обеспечению согласования интересов сторон социального партнерства путем проведения консультаций и переговоров, которые оформляются соответствующими решениями, обязательными для исполнения сторонами.
Уважаемый Ералы Лұқпанұлы, просим Вас поручить центральным государственным органам и акиматам областей ответственным за организацию социального партнерства на соответствующем уровне, которые до настоящего времени не внесли изменения и дополнения в отраслевые и региональные соглашения или не заключили новые ускорить работу в данном направлении.
19 марта т.г. ФПРК обратилась к акимам областей, городов республиканского значения с предложениями о том, чтобы региональные комиссии возглавляли непосредственно акимы, введении в практику выездных заседаний региональных комиссий, в том числе на базе ТОП и сопредседательствования на них руководителей ТОП, об открытии отдельного раздела на сайтах акиматов, где будет освещаться проводимая работа в рамках социального партнерства.
Инициативы ФПРК нашли поддержку по следующим направлениям:
– региональные комиссии проводят непосредственно акимы (Кызылординская область);
Справочно: данный вопрос был отражен в протоколе совещания о некоторых вопросах трудовых отношений от 23.02.2021 г. под председательством Заместителя Премьер-Министра РК Тугжанова Е.Л.
– проведение выездных заседаний, в том числе на базе ТОП (г. Нур-Султан, Акмолинская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Кызылординская);
– сопредседательствование председателей ТОП на региональных комиссиях (Западно-Казахстанская область);
– разделы по социальному партнерству, где публикуется соответствующая информация имеются на сайтах акиматов 14 областей, городов республиканского значения (г. Нур-Султан, г. Шымкент, г. Алматы, Акмолинской, Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Костанайской, Кызылординской, Карагандинской, Мангистауской,Павлодарской, Северо-Казахстанской областей), в 3-х областях такие разделы отсутствуют (Актюбинская, Западно-Казахстанская и Туркестанская области).
Несмотря на проводимую работу, сложившаяся ситуация говорит о том, что решения комиссий исполняются не должным образом и носят не обязательный характер.
Справочно: в соответствии с пунктом 1 статьи 148 ТКРК республиканская, отраслевая и региональные комиссии являются постоянно действующими органами по обеспечению согласования интересов сторон социального партнерства путем проведения консультаций и переговоров, которые оформляются соответствующими решениями, обязательными для исполнения сторонами.
В этом направлении ФПРК предлагает активизировать работу по реформированию институтов социального партнерства на всех уровнях в рамках вышеуказанного Плана мероприятий и принятых обязательств в Генеральном соглашении на 2021-2023 годы.
- Об утверждении Плана мероприятий по реализации принятых обязательств в рамках Генерального соглашения между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей и республиканскими объединениями (ассоциациями, союзами) профессиональных союзов на 2021-2023 годы(далее – План мероприятий)
План мероприятий направлен на реализацию принятых сторонами социального партнерства обязательств в рамках подписанного
12 марта т.г. Генерального соглашения.
Замечания ФПРК к Плану мероприятий были направлены в Министерство труда и социальной защиты населения РК в марте т.г.(письмо ФПРК №04/15/155 от 25.03.2021 г.).
В целом План мероприятий соответствует положениям Генерального соглашения. О проведении конкурса по социальной ответственности бизнеса «Парыз» и республиканского конкурса «Еңбек жолы»
В 2008 году Указом Президента Республики Казахстан был учрежден Конкурс по социальной ответственности бизнеса «Парыз».
Конкурс состоит из четырех номинаций:
- «Лучшее социально ответственное предприятие» – в номинации рассматривается деятельность претендентов, реализующих социальные программы, направленные на поддержку собственного персонала, социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями и улучшение благосостояния общества в целом;
- «Лучшее предприятие в области охраны труда» – в номинации рассматривается деятельность претендентов, создающих условия труда, позволяющие сохранить здоровье работников в процессе трудовой деятельности;
- «Лучший коллективный договор» – в номинации рассматриваются коллективные договоры, значительно улучшающие и укрепляющие трудовые и социальные права работников, предусмотренные законодательством Республики Казахстан;
- «За вклад в экологию» – в номинации рассматривается деятельность претендентов, значительно отличившихся в реализации природоохранных (экологических) программ, направленных на улучшение состояния окружающей среды.
29 марта т.г. ФПРК направила членским организациям (письмо №04-17/161)план мероприятий по организации и проведению конкурса по социальной ответственности бизнеса «Парыз» в 2021 году(утвержден приказом МТСЗН РК от 15.03.2021 г. №75).
По итогам совещания по вопросам организации проведения конкурсов по социальной ответственности бизнеса «Парыз» и «Еңбек жолы»,прошедшего 19 мая т.г. ФПРК направила членским организациям письмо (исх.№ 04-17/256 от 07.06.2021г.)об активизации работы по увеличению количества заявок на участие в конкурсе «Парыз – 2021».
Для профсоюзов, главной является номинация «Лучший коллективный договор».
ФПРК всецело поддерживает предприятия, которые участвуют в данной номинации, защищают трудовые права работников, предоставляют им социальные гарантии на основе коллективного договора.
Наличие коллективного договора на предприятии – это подтверждение корпоративной социальной ответственности, развития партнерских отношений и эффективной, стабильной работы коллектива в целом.
В этой связи, хотел бы попросить обеспечить активное участие профсоюзов в конкурсных комиссиях по отбору претендентов.