Об этом сообщил начальник службы по защите общественных интересов Генеральной прокуратуры РК Сапарбек Нурпеисов.
«Конституционное право на безопасные условия труда является безусловным. Его соблюдение всегда в приоритете у органов прокуратуры. В этих целях прокуроры проверили 49 крупных предприятий. Выявили, что работникам не компенсируют за вредные условия труда. Установили более 2 тыс. фактов не обеспечения средствами защиты и питанием. Работодатели повсеместно не принимают мер по обучению, обязательному инструктажу, страхованию и медицинскому осмотру работников (свыше 5 тысяч работников)», — отметил он.
Более 6,5 тыс. нарушений выявлено в сфере противопожарной, промышленной и санитарно-эпидемиологической безопасности — это неисправные пожарные сигнализации и вентиляции, незащищенные электрощиты, отсутствие гидрантов и огнетушителей и другие.
По его словам, положение в сфере охраны труда усугубляют также противозаконные действия отдельных работодателей, которые скрывают травматизм и гибель работников на производстве. Проверкой выявлено свыше 40 таких случаев.
«Как показала проверка, сложившаяся ситуация обусловлена рядом факторов. Во-первых, недостаточно эффективное правовое регулирование. К примеру, незначительный диапазон административных санкций за нарушения трудовых прав работников — от предупреждения до штрафа не более Т400 тыс. (без учета повторности). Для субъектов бизнеса это несущественно, поэтому методы их “дисциплинирования” не срабатывают. Во-вторых, ненадлежащий государственный контроль. Выявляемые уполномоченными органами правонарушения не находят логического завершения, о чем свидетельствуют результаты настоящей прокурорской проверки», — сообщил Сапарбек Нурпеисов.
В целом, уточнил он, по итогам проверки внесено 69 актов надзора, к административной ответственности привлечено 226 лиц.
«По актам прокуроров 30 тыс. рабочим установлены надбавки к зарплате, свыше 600 работникам выплачена компенсация, начато поэтапное обеспечение средствами защиты и специальным питанием, работа 22 единиц оборудования приостановлена. Данный вопрос находится на особом контроле генерального прокурора», — заверил представитель генпрокуратуры.