В рамках акции «Как живешь, первичка?» первый заместитель Председателя ФПРК Мухтар Тиникеев встретился членами цеховой профсоюзной организации работников Оскеменского эксплуатационного вагонного депо.
В ходе встречи Мухтар Тиникеев ознакомился с деятельностью первичной профсоюзной организации, а также заслушал проблемные вопросы работников депо.
Председатель Профсоюзного центра Восточно–Казахстанской области Темирбек Касымжанов, открывая встречу, отметил эффективность профсоюзной акции, позволяющей открыто обсуждать проблемы работников напрямую с руководством Федерации профсоюзов.
О деятельности первичной профсоюзной организации Оскеменского эксплуатационного вагонного депо (ППО филиала ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» – «Семейское отделение ГП») рассказал ее освобожденный председатель Берикхан Тлеужанов.
По его словам, в Оскеменском эксплуатационном вагонном депо работает 214 человек, на предприятии обеспечен 100%-ный охват профсоюзным членством.
Профсоюзная организация входит в состав Казахстанского отраслевого профсоюза работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта.
Как сообщил профком, на предприятии большое внимание уделяется охране труда и технике безопасности – создан и функционирует Производственный совет, действует Согласительная комиссия.
Члены Согласительной комиссии проходят ежегодное обучение по медиации и разрешению трудовых споров.
Отдельное внимание в ходе встречи уделено проблемным вопросам трудового коллектива, связанным с распространением права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск на всех работников предприятия, вне зависимости от наличия «удостоверения пострадавшего» и снижением пенсионного возраста для работников железнодорожной отрасли.
Как сообщалось, проблема в том, что работодатель в лице руководства головной компании АО «НК «КТЖ» не учитывает требования ст.13 Закона РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне», согласно которой он обязан производить ежемесячную доплату и предоставлять ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, осуществляющим трудовую деятельность и проживающим в зонах радиационного риска.
Кроме того, трехсторонним соглашением о социальном партнерстве предусмотрено предоставление данных мер социальной поддержки населения путем внесения соответствующих норм в коллективные договора, с распространением на всех работников организаций, вне зависимости от наличия «удостоверения пострадавшего».
«Вместе с тем до настоящего времени, работодатель не внес этот пункт в коллективный договор, и как следствие не предоставляет ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, не имеющим «удостоверения пострадавшего», в то же время, производя ежемесячную доплату за проживание в зоне радиационного риска»,- отмечают работники.
Другой, не менее важный вопрос – пенсионный возраст работников отрасли.
Железнодорожники выразили обеспокоенность тем, что действующие в отрасли Правила раннего выхода на пенсию и Правила выхода на отраслевое пособие распространяется лишь на узкую категорию работников. При этом, как подчеркнули работники, трудовая деятельность на предприятиях сопряженная с вредными для здоровья условиями приносит тяжелые заболевания.
Заслушав проблемные вопросы, первый заместитель Председателя ФПРК Мухтар Тиникеев отметил, что вопрос снижения пенсионного возраста, неоднократно поднимаемый перед социальными партнерами, и сейчас стоит на повестке дня Федерации профсоюзов.
Он подробно ознакомил членов профсоюза с ключевыми направлениями работы ФПРК по улучшению социального самочувствия работников и озвучил предложения, которые Федерация профсоюзов внесла в рабочую группу по рассмотрению поправок в Трудовой кодекс.
Прежде всего, как подчеркнул первый заместитель Председателя ФПРК, профсоюзы выступают за обеспечение в стране достойной оплаты труда, адекватной нынешним реалиям.
«В прошлом году по Казахстану зафиксировали 78 трудовых конфликтов, и только в 31 из них были профсоюзы. Анализ показал, что основной причиной большинства трудовых споров является недовольство граждан низкой заработной платой. Именно профсоюзы поднимали вопросы о повышении уровня минимальной зарплаты в Казахстане, и это было правильным решением. Но у правительства до сих пор нет методики расчета МЗП, и откуда вообще берутся цифры, непонятно. Согласно Индексу Кейтца, утвержденного МОТ, минимальная зарплата должна складываться в размере 50% от средней по стране. Конечно, наше правительство на это не пойдет, но задача профсоюзов в том, чтобы улучшать жизнь наших трудящихся. Кроме того, для обеспечения достойной старости необходимо поднимать зарплату и процент обязательных пенсионных взносов. Федерация поднимает этот вопрос на всех площадках социального партнерства», – рассказал Мухтар Тиникеев.
По его словам, в связи с инфляционными процессами в стране в Трудовом кодексе должна быть закреплена норма об индексации заработной платы.
“У нас по Казахстану – 153 394 коллективных договоров и только в 1 895 таких документах предусмотрена индексация зарплаты. Я был в рабочей группе Сената, где мы рассматриваем поправки в Трудовой кодекс. Мы настаиваем, чтобы индексация зарплаты имела прямое действие и была прописана в законе. Тогда любое предприятие, вне зависимости от формы собственности, обяжут доплачивать своим работникам», – подчеркнул Мухтар Тиникеев.
Федерация также предлагает обязать работодателей создавать производственные советы, которые помогут работникам отстаивать свои права.
– Еще один интересный факт – у нас в стране создано 11 696 производственных советов, а предприятий в Казахстане – около 365 тыс. И 10 600 таких производственных советов созданы в бюджетной сфере. В реальном секторе экономики – всего лишь 1 045 производственных советов. Мы инициируем поправки в Трудовом кодексе, чтобы обязать работодателей, независимо от формы собственности, создавать производственные советы”, – рассказал спикер.
Не менее важно, по его словам, исключить в трудовом законодательстве смешанную ответственность работодателя и работника по факту несчастных случаев на производстве.
“У нас так: захотел работодатель – разделил вину 50 на 50, захотел – 70% на 30%. Нам необходимо стремиться сделать так, как в странах ОЭСР, где при несчастных случаях признается вина работодателя в 100%. Человек получил травму на производстве – работодатель должен нести за это ответственность. Сейчас мы внесли эти предложения в Трудовой кодекс, а также изменения по оплате труда в ночное время, праздничные, выходные дни. Раньше все это в Трудовом кодексе было, но потом отнесено в плоскость коллективно-договорного регулирования”, – уточнил первый заместитель Председателя ФПРК.
Было отмечено также о принципиальной позиции ФПРК по вопросу статуса и полномочий государственных инспекторов по охране труда.
«Сейчас они подчиняются акимам областей. А какой аким разрешит инспектору остановить то или иное предприятие, если на этом предприятии есть нарушение по технике безопасности и необходимо провести ремонтные работы? У нас госинспектор будет прислушиваться к мнению акима. А мы считаем, что госинспектор по охране труда должен непосредственно подчиняться Министерству труда и социальной защиты. И мы сейчас настаиваем на том, чтобы при министерстве был создан комитет, как это было раньше, – продолжил Мухтар Тиникеев.
Еще один немаловажный вопрос, который затронул Мухтар Тиникеев, касается распространения действия норм колдоговора только на членов профсоюза.
«Подписание такого документа является заслугой председателя профкома той или иной отрасли. Профсоюзы, по сути, являются, мостом между работодателями и работниками”,- заключил первый заместитель Председателя ФПРК Мухтар Тиникеев.
Медиацентр Федерации профсоюзов РК