Замкнутый круг нерешенных проблем

 В Акмолинской области состоялся II Международный фестиваль-лаборатория театральных деятелей Казахстана и России «ТеART-Көкше». Организатором данного фестиваля выступил директор Акмолинского областного русского драматического театра, заслуженный деятель Республики Казахстан – Бахтыгереев Бейбит Салаватович.
В течение недели руководители, режиссеры, актеры делились опытом, изучали новаторские подходы российских коллег в области актерского мастерства, практической режиссуры, театральной журналистики, танца и сценических трюков, продюсерства и менеджмента.
Специально приглашенным спикером была председатель Отраслевого профсоюза работников культуры, спорта, туризма и информации Светлана Иманкулова и лидеры профсоюза отрасли.
На Совете директоров С. Иманкулова подробно ознакомила всех руководителей театров страны с деятельностью Отраслевого профсоюза, отметив достижения в решении вопросов: поэтапного повышения зарплаты работникам культуры и спорта в размере 20-25% с 2020 по 2023 гг.; увеличения минимальной заработной платы с 42 500 в начале до 60.000, а теперь до 70 тысяч тенге; снижения пенсионного возраста артистам балета; приостановления очередного процесса оптимизации организаций культуры и спорта столицы и других регионов; освобождения специалистов, имеющих стаж 20 и более лет в отрасли, а также заслуженных деятелей, награжденных правительственными и ведомственными наградами от прохождения обязательной аттестации.
«Все эти и другие положения отражены не только в нормативно-правовых документах, но и в Отраслевом положении, которое является, наряду с Трудовым кодексом РК, основой для коллективных договоров ваших организаций.
Главное значение коллективного договора, что он закрепляет за работниками организации те права и льготы, которые направлены на улучшение условий и оплаты труда работников отрасли, помимо действующего трудового кодекса и Отраслевого соглашения. То есть, коллективный договор – нормативно-правовой документ, закрепляющий за работниками и работодателями определенные нормы и условия труда. Конечно же, такой документ должен носить не формальный характер, а быть реальным и эффективным в урегулировании вопросов социальных и трудовых отношений между работником и работодателем», – подчеркнула в своём выступлении С. Иманкулова.
К сожалению, не все руководители и представители исполнительной власти, а также надзорных органов понимают важность и значение коллективных договоров, пытаясь доказать якобы его «ненужность», что противоречит не только нормам трудового права, но и административного и уголовного кодексов, по которым предусмотрены соответствующие штрафы и наказания, в том числе при прокурорских проверках по наличию и исполнению пунктов коллективного договора.
Об этих аспектах и других изменениях в трудовом законодательстве подробно рассказала руководителям театров юрист Отраслевого профсоюза Малина Башарова.
При этом директора отметили большой круг нерешенных проблем, в том числе юридического характера, которые мешают осуществлению полноценной театральной деятельности. Среди них главным противоречием выступает вопрос о государственных закупках, при котором зачастую отсутствует контроль за поставщиками услуг.
«Не редкость, когда тендера выигрывают люди далекие от понимания наших нужд, не имеющих специальных материалов и видов услуг, предназначенных для театральной деятельности. Приведу пример, старинные костюмы нашего театра, имеющие уже историческую ценность, нуждались в чистке, которая должна производиться особым химическим путем, с соблюдением всех норм и технологий. Выигравшая тендер предпринимательница просто постирала их в обычной стиральной машине, тем самым приведя все костюмы в негодность», – поделилась проблемой директор республиканского немецкого драматического театра Ева Бехер.
Качество поставляемых материалов зачастую оставляет желать лучшего или вовсе не соответствует заявленным требованиям, что вызывает проблемы при постановке и проведении спектаклей, когда посередине выступления может отказать микрофон из-за разрядившейся батарейки, приобретенной по дешевке поставщиком услуг на китайском рынке с контрафактной продукцией. Получается парадокс. С одной стороны тендера призваны оградить организации культуры и спорта от коррупционных рисков, с другой – возникает проблема с недобросовестными поставщиками услуг.
Такой же замкнутый круг создался вокруг отчислений в казахстанское авторское общество, с которым театры не могут заключать прямые договора об авторских отчислениях, что опять же надо делать путем тендера. А казахстанское авторское общество не имеет сейчас возможности выйти на портал госсуслуг. В результате авторы, среди которых немало и режиссеров театров, не получают свои авторские отчисления, не выплаченные их же собственным руководством театра. В то же время отчисления в российское авторское общество и международные авторские общества осуществляются без подобных проблем.
С учетом этих и других многолетних наболевших вопросах участники встречи приняли совместное решение сделать официальное обращение в Министерство культуры и спорта и Правительство РК через Отраслевой профсоюз. В свою очередь председатель С. Иманкулова заверила всех руководителей, что поднимет эти проблемы на ближайшем заседании Общественного Совета 20 сентября т.г., а также на заседании Отраслевой комиссии и других значимых рабочих органах при Правительстве и Парламенте Республики Казахстан.
В завершение встречи С. Иманкулова наградила организатора фестиваля Бейбита Бахтыгереева высшей наградой Отраслевого профсоюза медалью «Еңбек Даңқы», как лучшего социального партнера среди организаций культуры в Акмолинской области.
Также почетными грамотами и наградами Отраслевого профсоюза были отмечены актеры и режиссеры Акмолинского областного драматического театра, чья новаторская постановка спектакля «Лютый» по рассказу Мухтара Ауэзова, показанного в рамках фестиваля, произвела неизгладимое впечатление на зрителей.