Инициативы ФПРК по упрощению порядка разрешения трудовых споров включены в закон, подписанный Президентом

Главой государства 15 февраля т.г. был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по упрощению порядка разрешения трудовых споров и конфликтов».

Необходимо отметить, что с осени 2022 года по январь 2023 года представители Федерации профсоюзов Республики Казахстан сначала в составе рабочей группы Мажилиса Парламента РК, а затем и Сената Парламента приняли самое непосредственное участие в рассмотрении вышеназванного Закона.

Среди новых норм, предусмотренных Законом – вопросы, регулирующие деятельность согласительной комиссии и проведение акций протеста.

Так, в статье 159 Трудового Кодекса уточнены и дополнены нормы в части «согласительная комиссия». В соответствии с Законом: «Порядок формирования и деятельность согласительной комиссии определяются соглашением о работе согласительной комиссии, которое заключается между работодателем и представителями работников, либо коллективным договором.

Соглашение о работе согласительной комиссии либо коллективный договор должны содержать положения о количественном составе членов согласительной комиссии, порядке избрания председателя и секретаря из числа членов согласительной комиссии, порядке подачи заявления в согласительную комиссию, регламенте работы согласительной комиссии, порядке принятия решения согласительной комиссией и его содержании, сроке полномочий членов согласительной комиссии, предоставлении гарантий ее членам и иные вопросы по организации работы согласительной комиссии».

Для удобства допускается проведение заседания согласительной комиссии с применением информационно-коммуникационных технологий. В указанном случае участие членов согласительной комиссии и иных лиц подтверждается электронной цифровой подписью или иным электронным способом с обеспечением авторизации, идентификации с сохранением работодателем записи заседания.

Лицо, ранее состоявшее в трудовых отношениях, вправе письменным заявлением делегировать право представлять его интересы в согласительной комиссии профсоюзным органам, выборным представителям работников.

В пользу работников также норма о том, что заседание и решение согласительной комиссии является правомочным, если при рассмотрении индивидуального трудового спора, на нем присутствовало равное количество членов комиссии со стороны представителей от работников и представителей работодателя.

Члены согласительной комиссии освобождаются от выполнения трудовых обязанностей на время рассмотрения индивидуального трудового спора с сохранением заработной платы.

Согласно норм Закона, решение согласительной комиссии подлежит исполнению в установленный ею срок, но не позднее месячного срока со дня вынесения решения согласительной комиссии, за исключением спора о восстановлении на работе.

Суммы, подлежащие выплате работодателем по решению согласительной комиссии, выплачиваются заявителю в срок, не позднее установленного для выплаты заработной платы следующего месяца после вынесения решения согласительной комиссии.

В случаях неисполнения решения согласительной комиссии в установленный ею срок, либо не урегулирования вопросов, работник или лицо, ранее состоявшее в трудовых отношениях, либо работодатель вправе обратиться в суд.

По аналогии с такими странами как Республика Беларусь, Болгария, Хорватия, Чехия, Венгрия, Дания, Исландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Польша, Румыния, Словения уменьшены требования к количеству голосов для выдвижения требований работников при возникновении трудового спора до более половины участников.

Согласно Закона: «Решение собрания (конференции) работников считается принятым, если в поддержку выдвинутых ими требований проголосовало более половины участников. При невозможности проведения собрания (конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав более половины подписей работников в поддержку выдвинутых ими требований.

Работодатель по требованию работников обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.

Законом предусмотрено введение в состав трудового арбитража представителей трехсторонних комиссий, что позволит активизировать работу этого института. В соответствии с Законом трудовой арбитраж должен состоять не менее чем из пяти человек. В состав трудового арбитража включаются государственный инспектор труда, представители трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений. Члены трехсторонних комиссий, представляющие стороны социального партнерства, включаются в состав трудового арбитража на паритетной основе.

Во многих странах, как ближнего, так и дальнего зарубежья – Республика Азербайджан, Республика Кыргызстан, Литва, Польша, Румыния, Австрия, Болгария, Венгрия, Германия, Литва, Эстония, Польша и Румыния – законодательно закреплено проведение краткосрочных предупредительных акций протеста.

В этой связи, Законом предлагается закрепить такой же подход в трудовом законодательстве. Согласно закону: «В период рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем работниками может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка…, в которой могут принять участие не более пятидесяти работников.

Представители работников, участвующих в трудовом арбитраже, должны предупредить работников, участвующих в часовой предупредительной забастовке, об установленной законами ответственности в случае нарушения ее продолжительности.

Работодатель должен быть предупрежден работниками в письменной форме о начале часовой предупредительной забастовки не позднее чем за три рабочих дня».

Представители Федерации профсоюзов РК в ходе рассмотрения данной нормы (норма ограничивающая состав участников часовой предупредительной забастовки была инициирована одним из депутатов Мажилиса Парламента РК) «в связи с ограничением количественного состава работников «50 работниками» выразили позицию о неприемлемости данных формулировок в связи с ограничением конституционного права других работников на участие в такой предупредительной забастовке, так как согласно пункту 2 статьи 14 Конституции РК – никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

При том, что в силу пункта 3 статьи 39 Конституции РК ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 11, 13–15 и рядом других статей.

Кроме того, данная норма – в части ограничения права других работников участвовать в предупредительной забастовке, с позиции профсоюзного сообщества, вступает в противоречие с Конвенцией №87 Международной организации труда «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» (ратифицирована Республикой Казахстан Законом Республики Казахстан от 30 декабря 1999 года № 29-II).

Также в Законе в целях упрощения порядка организации забастовок, как законного механизма выражения требований работников, предлагается снизить пороговые значения.

Согласно норме Закона: «Конференция считается правомочной, если на ней присутствует более половины делегатов, избранных работниками в соответствии с протокольными решениями».

Законом также уточнены полномочия профсоюзного органа и выборных представителей при проведении забастовки. В соответствии с его нормой «В случае если в организации интересы работников представляют профессиональные союзы, то решение о проведении забастовки принимается профессиональными союзами, а при их отсутствии – выборными представителями.

В случае если в организации интересы работников представляют профессиональный союз и выборный представитель, а также несколько профессиональных союзов, то решение о проведении забастовки принимается созданным ими единым представительным органом. Единый представительный орган формируется пропорционально численности работников, состоящих и не состоящих в профессиональном союзе или профессиональных союзах.».

Более того, в целях упрощения процедуры и разрешения трудовых споров предложено сократить сроки по созданию трудового арбитража с пяти до двух рабочих дней.

Сокращены и сроки вынесения решения трудового арбитража с семи рабочих до пяти рабочих дней.

И последнее – для правоприменителей. Данный Закон вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Работа Федерации профсоюзов РК по совершенствованию трудового законодательства продолжается.

 Департамент правового обеспечения Федерации профсоюзов РК