Одним из проблемных вопросов социально-трудовой сферы города Астана является производственный травматизм. За 8 месяцев 2023 год в столице произошло 20 несчастных случаев, в которых 10 человек погибло и 10 человек получили тяжелые травмы. Анализ производственного травматизма показал, что основными причинами несчастных случаев является неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда, нарушения требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, неисправное оборудование и т.д.
Все 10 случаев с летальным исходом произошли на строительных объектах.
В целях проведения мониторинговых мероприятий на предмет соблюдения трудового законодательства, безопасных условий труда работников, а также выявления фактов социальной напряженности и незарегистрированных иностранных работников на строительных объектах столицы, 26 марта 2023 года создана выездная рабочая группа, в состав которой вошли социальные партнеры города Астаны, представители Ассоциации застройщиков, Союза строителей, Департамента промышленной безопасности, миграционной полиции и рабочих профессий (крановщики, монолитчики и каменщики).
Мониторинг строительных объектов позволил выявить ряд нарушений многих международных и национальных норм законодательства участниками строительного процесса. Почти во всех строительных объектах, где побывала мониторинговая группа, не созданы надлежащие условия труда для работников.
Члены мониторинговой группы обращают внимание на имеющиеся существенные проблемы в обеспечении строителей специальной и защитной одеждой. Во многих строительных объектах строители одевают различную одежду, часто не имеющую никаких защитных или сигнальных функций.
В соответствии со статьями 22 и 181 Трудового кодекса РК работник имеет право на:
– обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты, специальной одеждой в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Республики Казахстан, а также трудовым, коллективным договорами;
– обеспечение санитарно-бытовыми помещениями, средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями по безопасности и охране труда, а также трудовым, коллективным договорами.
Не смотря на то, что представителям крупных строительных компаний – застройщиков было известно о допускаемых субподрядными организациями нарушениях трудового законодательства, никаких мер для исправления данной ситуации предпринято не было.
Однако, согласно пункта 6 статьи 184 Трудового кодекса РК при проведении работ на строительной площадке одновременно несколькими организациями (два и более), общую координацию работ по соблюдению ими требований безопасности и охраны труда осуществляет генеральный подрядчик.
Также, в соответствии с пунктом 1 статьи 156 УК РК, за нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по организации или обеспечению соблюдения этих правил, повлекшее по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью, наказывается штрафом в размере до ста шестидесяти месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста шестидесяти часов, либо арестом на срок до сорока суток.
Вышеназванная ситуация возникла не сегодня и разрешить за один день обозначенные проблемы невозможно, но и терпеть, либо дожидаться других, более благоприятных времен, нельзя, так как ситуация имеет под собой глубокий социальный аспект.
Учитывая сложившуюся ситуацию в строительной сфере города Астаны, призываем всех участников строительного процесса сообща и вместе решать все накопившиеся проблемные вопросы.
Для создания правовой и цивилизованной системы взаимоотношений, прежде всего, надо научиться говорить о проблемах, вырабатывать общие механизмы решения вопросов по соблюдению трудового законодательства.
Исходя из вышеизложенного, предлагаем представителям Ассоциации застройщиков Казахстана, Союза строителей Казахстана, а также строительным организациям и предприятиям города сесть за стол переговоров и обсудить следующие вопросы:
⁃ о выработке действенных механизмов по стимулированию работодателей для соблюдения норм санитарии и гигиены на строительных объектах города;
⁃ об осуществлении контроля (общественного, внутреннего) по вопросам заключения трудовых договоров с работниками при выполнении строительных работ (о недопуске работников на территорию объекта без предоставления трудового договора);
⁃ об обязательном обеспечении работников строительных объектов специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты.
Призываем всех уполномоченных государственных органов и участников строительного процесса присоединиться к данной инициативе и принять участие в обсуждении вышеназванных вопросов.