В пятницу, 9 февраля, первый заместитель Председателя Федерации профсоюзов Республики Казахстан Мухтар Тиникеев принял участие в работе круглого стола по актуальным проблемам трудового права, организованного Институтом парламентаризма в Астане.
В своем выступлении Мухтар Тиникеев, говоря о деятельности ФПРК по совершенствованию трудового законодательства, отметил, что представители ФПРК являются членами межведомственных рабочих групп при Правительстве и Парламенте по внесению изменений и дополнений в законодательство, касающееся социальной и трудовой сферы. Первый заместитель Председателя ФПРК привел конкретные примеры по внесению предложений Федерации профсоюзов в отдельные законы.
«По инициативе ФПРК упрощена процедура организации забастовок, снижена численность голосов проголосовавших работников организации с двух третей участников до более половины участников. Сокращены сроки по рассмотрению коллективного трудового спорам на 5 рабочих дней. Если ранее на это требовалось минимум 33 рабочих дня, то сейчас этот срок составляет от 28 рабочих дней. Введена новая норма, «о часовой предупредительной забастовке», которая может быть проведена в период арбитража. Несмотря на это, мы считаем, что вопрос до конца не решен и слишком зарегламентирован. Требуется продолжить совершенствование норм Трудового кодекса. Прежде всего, мы полагаем, что при коллективных трудовых спорах в тех организациях, где есть профсоюзы, выдвижение требований от имени работников должны осуществлять именно профсоюзы. Существующая в Трудовом кодексе процедура коллективных трудовых споров, все еще достаточно сложна», – сказал Мухтар Тиникеев.
Он также сообщил, что в связи с принятием Социального Кодекса РК, поддержаны предложения ФПРК в Трудовой кодекс в части увеличения размера социального пособия по временной нетрудоспособности (больничный лист). Согласно новой норме размер социального пособия по временной нетрудоспособности, составляет 25 МРП (вместо 15 МРП).
Между тем, среди актуальных поправок в Трудовой кодекс РК ФПРК предлагает ввести понятие «подземные работы», снизить пенсионный возраст для работников, занятых на подземных работах (шахтеров) с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда. Кроме того, как сказал Мухтар Тиникеев, необходимо увеличить размер специальной профессиональной государственной выплаты от 2,0 до 10 прожиточных минимума, установленных законом о республиканском бюджете, включить новый пункт 2-1 в статью 69 Трудового кодекса о сокращенной продолжительности рабочего времени для отдельных категорий граждан, занятых на подземных работах.
По предложению ФПРК Законом была принята поправка в ст. 15 Трудового кодекса в части наделения Правительства функцией по разработке методики определения минимального размера месячной заработной платы. В настоящее время идет рассмотрение и обсуждение проекта данной методики.
Одной из актуальных проблем, как отметил Мухтар Тиникеев, остается вопрос несвоевременной выплаты заработной платы работникам по вине работодателя.
По данным МТСЗН РК текущая и просроченная задолженность в настоящее время составляет 771 миллион тенге перед 1500 работников.
«В этой связи мы полагаем, что настало время ужесточить требования действующего трудового законодательства в части несвоевременной выплаты заработной платы. Мы предлагаем, увеличить пеню за невыплату заработной платы до 5-кратной базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан за каждый просроченный календарный день. Также полагаю, что настало время внести изменения в Кодекс об административных нарушениях РК. Пора рассмотреть вопрос об увеличении размеров штрафов за невыплату заработной платы», – подчеркнул первый заместитель Председателя Федерации профсоюзов.
Продолжая тему оплаты труда, спикер отметил, что Федерация профсоюзов настаивает на введении нормы об обязательной ежегодной индексации заработной платы на уровень инфляции для низкооплачиваемых работников предприятий и организации, исключая топ-менеджеров.
«Назрела необходимость в принятии отдельного закона «О социальном партнерстве», в котором необходимо более детально регламентировать процессы проведения социального диалога, а также усилить роль представителей работников (профсоюзов). К слову, Федерация профсоюзов предложила включить разработку данного Закона в проект Генерального соглашения. Также важным вопросом является проведение общественного контроля за соблюдением трудового законодательства, предусмотренного статьей 155 Трудового кодекса, в связи, с чем пункт 1 статьи 157 Трудового кодекса (обязательное содержание коллективного договора) предлагается дополнить положениями о порядке и условиях его осуществления такого контроля на предприятии», – отметил профлидер.
Неутешительная ситуация с производственным травматизмом и несчастными случаями на казахстанских предприятиях так же не остался без внимания спикера.
«Учитывая, что производственный совет на предприятии организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований безопасности и охраны труда, видится целесообразным дополнить статью 203 Трудового кодекса нормой, обязывающей работодателя создавать производственный совет в организациях, осуществляющих производственную деятельность и являющихся субъектами крупного и среднего бизнеса. Также в целях усиления общественного контроля за соблюдением трудового законодательства предлагается создать правовые гарантии для технического инспектора по охране труда, который утверждается решением производственного совета, как правило, по представлению профсоюзной организации из числа работников предприятия», – высказал позицию профсоюзов Мухтар Тиникеев.
Следует отметить, что обсуждение проблем трудового права в ходе круглого стола было активным.
Член Научно-консультативного совета Конституционного суда РК Аманжол Нурмагамбетов подчеркнул, что в Казахстане необходимо принять новый Трудовой кодекс, в который вошли бы эффективные нормы защиты прав трудящихся.
По итогам работы круглого стола, все экспертные оценки и рекомендации будут рассмотрены, заверили организаторы мероприятия.
Напомним, Институт парламентаризма создан в 2020 году при Управлении делами Президента РК. Институт содействует депутатам в реализации их права законодательной инициативы, включая научное обоснование необходимости внесения изменений в законодательство, введения новых норм, разработку самих законопроектов и по необходимости подготовку финансово-экономических расчетов, а также выработку прогнозов возможных экономических, социальных, юридических, экологических последствий реализации законов.
Медиацентр Федерации профсоюзов РК