Во вторник, 13 февраля, Председатель Федерации профсоюзов РК Сатыбалды Даулеталин принял участие в заседании Коллегии Министерства труда и социальной защиты РК и высказал ряд предложений по решению социально-трудовых проблем.
В своем выступлении Председатель ФПРК акцентировал внимание на актуальной проблеме вопросов оплаты труда.
По мнению Сатыбалды Даулеталина, наличие серьезной несправедливости распределения создаваемого трудом национального продукта и запредельной дифференциации заработной платы – основного источника доходов для подавляющего большинства населения, воспринимается казахстанцами весьма болезненно и является значимым фактором социального недовольства.
«Доходы 10% людей с самыми высокими доходами в стране почти в 6 раз выше доходов 10% с самыми низкими. По результатам 3 квартала 2023 года, у 10% населения с самыми низкими доходами доля расходов на продукты питания составила 61%, тогда как у 10% с самыми высокими – только 44%.» – привел статистку спикер.
Также он остановился на гендерном неравенстве в оплате труда, задержке по выплате заработной платы и продолжающейся практике получения зарплаты «в конвертах».
«Казахстанское законодательство до сих пор не предусматривает обязательную индексацию заработных плат, которая, по сути, является не повышением, а компенсацией, восстановлением покупательской способности доходов работающего населения в связи с инфляцией. Нынешняя модель формирования оплаты труда, отданная на откуп работодателям, приучила собственников капитала к легкому способу получения прибыли за счет недоплаты заработков работникам», – сказал Председатель ФПРК.
Между тем, заработная плата является одной из важнейших социальных и экономических категорий любого современного общества, она в большей степени определяет уровень жизни населения, а также обеспечивает социальную устойчивость общества.
По мнению Сатыбалды Даулеталина, необходимо ускорить решение следующих вопросов: по принятию методики определения минимальной заработной платы (с доведением МЗП до уровня не менее 50% от средней зарплаты и 60% от медианной, ратификации конвенций МОТ), законодательному закреплению обязанностей работодателей по проведению ежегодной индексации заработной платы, а также по формированию систем нормирования труда.
Как отметил Председатель ФПРК, сегодня важно восстановить и усилить государственный контроль над соблюдением трудового законодательства.
Эту функцию осуществляет государственная инспекция труда, полномочия, и численность которых в настоящее время не соответствуют рекомендациям и требованиям Конвенций МОТ (№81, 155, 187), ратифицированным Казахстаном еще в 1996 году.
Говоря о мерах по профилактике трудовых конфликтов, Сатыбалды Даулеталин сообщил, что в 2023 году Федерацией профсоюзов РК было проведено 477 трудовых консультаций, 126 обучающих семинаров по вопросам разрешения трудовых споров и конфликтов. Только в Мангистауской области проведено 19 обучающих семинаров с участием социальных партнеров, с охватом 1090 человек.
«В целях исполнения решения РТК реализуется проект «Правовой всеобуч», проведено 30 обучающих семинаров с участием более 2,5 тысяч работников 138 предприятий различных отраслей. Представители ФПРК и ее членских организаций участвовали в разрешении трудовых споров на всех предприятиях, входящих в ряды ФПРК, а также на 17 предприятиях, в которых отсутствуют профсоюзы. При этом конфликтность на предприятиях Мангистауской области, где есть профсоюзы ФПРК, снизилась на 65%. Данные факты говорят о том, что профсоюзы сегодня реально выполняют свою роль, направляя споры в правовое поле и организованное русло переговоров», – подчеркнул Глава ФПРК.
При этом он отметил проблемные моменты. Так, в международном сравнительном контексте казахстанская система урегулирования трудовых споров представляется довольно необычной. Необычность системы заключается в трех основных характеристиках:
первая в том, что в этой системе отсутствует разграничение между спорами о правах и спорами об интересах в рамках коллективных трудовых споров;
во-вторых, деятельность согласительных комиссий в организациях, как квазисудебных органов. Основное сомнение вызывает их беспристрастность в связи с зависимостью от работодателя, и очень часто им недостает знаний в области трудового права;
в-третьих, непропорциональное значение, придаваемое арбитражу как одному из методов внесудебного урегулирования споров.
Сатыбалды Даулеталин считает целесообразным присоединиться к позициям о необходимости создания трудовой юстиции, как специализированных органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров.
По словам профлидера, динамика производственного травматизма в стране продолжает показывать ее рост.
«Произошедшие страшные трагедии в «Семей орманы» и на шахтах имени Костенко, Казахстанской, повторно вскрыли наличие широкого спектра проблемных вопросов, характерных для многих отраслей экономики. Для решения этих вопросов, Федерация профсоюзов РК предлагает: выстроить систему налоговых стимулов для мотивации работодателя на обновление производственных фондов; законодательно усилить ответственность работодателя за необеспечение надлежащих условий труда, закрепить справедливое возмещение вреда при утрате трудоспособности; ратифицировать Конвенции МОТ №176 «Об охране труда на шахтах» и №184 «Об охране труда в сельском хозяйстве»; предоставить техническим инспекторам по охране труда дополнительные полномочия и меры стимулирования», – высказал предложения Председатель ФПРК.
Он напомнил, что в прошлом году была проведена большая совместная работа со всеми сторонами социального партнерства по разработке Концепции безопасного труда в Республике Казахстан до 2030 года.
«Федерация возлагает большие надежды на то, что реализация Концепции, основанной на применении риск-ориентированной модели, позволит снизить уровень производственного травматизма, количество нарушений в сфере охраны труда и число рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. Федерация профсоюзов и ее членские организации действуют, и будут действовать в вопросах безопасности труда, основываясь на конкретных постулатах: труд не должен убивать и калечить человека, вредить его здоровью; никто не должен умирать на рабочем месте, зарабатывая себе на жизнь», – акцентировал внимание участников коллегии Сатыбалды Даулеталин.
Что касается социально-партнерских отношений, Председатель ФПРК отметил, что в Казахстане наблюдаются позитивные шаги по развитию социального партнерства.
«Поддержаны инициативы Федерации профсоюзов по председательствованию на региональных трехсторонних комиссиях непосредственно акимов регионов. Здесь хочу отметить конструктивную работу акимов Атырауской, Карагандинской, Костанайской и Кызылординской областей. Практикуется также поочередное председательствование сторон социального партнерства и проведение комиссий на профсоюзных площадках», – сообщил спикер.
Вместе с тем, Председатель ФПРК отметил недоработки в работе отраслевых комиссий по социальному партнерству.
«В прошлом году в некоторых министерствах отраслевые комиссии проводились только один раз за год – в отраслях сельского хозяйства, культуры и информации, цифрового развития, промышленности и строительства. Есть случаи, когда комиссии проводятся не курирующими вице-министрами, а на уровне руководителей департаментов или управлений. На заседаниях комиссий не всегда обсуждаются актуальные вопросы социально-трудовой сферы в отраслях. Например, министерство промышленности и строительства, ни разу не рассматривало вопрос безопасности и охраны труда, несмотря на прошлогодние трагедии на шахтах Карагандинской области. К сожалению, социальное партнерство пока не является технологией, принятой подавляющим числом работодателей и их объединений в качестве главного механизма регулирования отношений с наемными работниками, а также необходимым условием достижения их главной цели – повышения эффективности производства. Поскольку бизнес лишь формально участвует во взаимодействии с профсоюзами и игнорируется важнейший элемент трехсторонней координации действий, то получается, что трипартизм дает сбой», – сказал Сатыбалды Даулеталин.
Выходом из этой ситуации, по мнению Председателя ФПРК, может стать расширение участия профсоюзов и объединений работодателей в принятии совместных решений. Необходимо повысить роль РТК, законодательно закрепив обязательность исполнения ее решений.
В этом случае, отметил спикер, система социального партнерства могла бы стать «локомотивом» формирования реального гражданского общества в стране, инструментом общественного контроля, гарантией экономической и социальной эффективности реформ.
По словам Сатыбалды Даулеталина в текущем году предстоит направить совместные усилия на разработку и принятие совместно с Международной организацией труда новой национальной Программы достойного труда, и активно продвигать стандарты достойного труда в Казахстане.
Председатель ФПРК вкратце остановился на теме работы над проектом нового Генерального соглашения с Правительством на 2024-2026 годы. Есть ряд конструктивных предложений профсоюзов Казахстана по обеспечению стандартов достойного труда, которые требуют более внимательного рассмотрения.
В заключении своего выступления Сатыбалды Даулеталин выразил надежду, что Министерство труда и социальной защиты населения РК поспособствует конструктивному и детальному рассмотрению предложений от профсоюзов и не допустит скатывания к выхолащиванию и снижению уровня очень важного для страны документа.
Медиацентр Федерации профсоюзов РК