Цифровизация — один из ярких современных трендов, оказывающих прямое влияние на характер трудовых отношений и на состояние занятости.
Сегодня все развитые государства осознают, что цифровая экономика суть новый уклад жизни, новая основа для государственного управления, экономики, социальной сферы. Переход к ней – это неизбежный процесс, который пройдут все страны, и положение каждой страны будет определяться тем, насколько оперативно она отреагирует на новые тренды.
Общий уровень цифровизации всех процессов, протекающих в сфере труда, повышается.
Возникают качественно новые тенденции развития сферы труда.
Эксперты выделяют такие наиболее важные тенденции, как распространение новых технологий, требующих переобучения и переквалификации работников; рост безработицы, обострение проблемы занятости и пенсионного обеспечения; расширение неформальной занятости.
Распространение искусственного интеллекта неизбежно будет «стоить» многих рабочих мест. Например, Международная организация по труду сообщила, что по их оценкам наибольшее влияние ИИ окажет на административный вспомогательный персонал, у которых высокий и средний уровни подверженности составляют 24% и 58% от выполняемых функций. Наименьшее влияние ожидается среди неквалифицированных и производственных работников (по 3%), операторов производственного оборудования и квалифицированных работников сельского хозяйства (по 8%), менеджеров (14%), работников сферы обслуживания и продаж (22%), специалистов-профессионалов (26%), специалистов-техников (27%).
Считается, что наибольшему воздействию будут подвергнуты инженерия, медико-биологические науки, компьютерные и математические отрасли, а также юридический сектор, в то время как минимальное ожидается в социальном секторе, сфере образования, общественного питания и услуг по уходу за собой.
Однако надо сказать, что внедрение новых технологий практически всегда приводит к появлению новых профессий.
Так, одно из исследований показало, что в 2018 году 60% работников были заняты в профессиях, которых не существовало в 1940 году, а это означает, что более 85% роста занятости за последние 80 лет объясняется созданием новых рабочих мест на основе технологий.
На базе Центра развития трудовых ресурсов был изучен потенциал замены работников автоматами и ИИ в Казахстане.
В ходе исследования было установлено, что в целом могут быть автоматизированы 29% функций работников, а выполнены с привлечением ИИ – 13%.
Применительно к рабочим местам установлено, что 25% рабочих мест относится к рабочим местам с умеренным и высоким риском автоматизации, а порядка 12% рабочих мест имеют умеренную и высокую вероятность выполнения функций за счет использования ИИ.
Таким образом, при определенном стечении обстоятельств порядка 2,2 млн рабочих мест могут быть автоматизированы, из которых чуть более одного миллиона – за счет повсеместного внедрения ИИ.
Основная угроза автоматизации рынку труда характерна для крупных городов, где в результате ее процесса могут быть автоматизированы от 33% до 36% рабочих мест, а также промышленно развитых регионов.
Наибольший потенциал замещения работников ИИ в отраслевом разрезе при этом оказывается свойственной уже в сфере профессиональной, научной и технической деятельности, а также в сфере здравоохранения.
Тем не менее, существенную роль при влиянии на рынок труда имеет потенциальная экономия за счет оптимизируемой рабочей силы.
Поскольку в Казахстане средняя заработная плата существенно ниже развитых стран, стоит ожидать, что процессы автоматизации и замены работников механизмами и ИИ будут происходит весьма плавно по мере того, как компании увидят в этом путь повышения прибылей.
Вместе с тем, у ИИ есть своя проблема для рынка труда: необходимость нанимать квалифицированных и часто дорогих специалистов по ИИ. Большинство существующих ИИ не способны работать автономно и требуют помощи человека для вмешательства, ввода данных, внесения необходимых корректировок в их работу.
Справочно: По данным Glassdoors (на конец сентября 2023 года, средняя годовая зарплата специалистов по ИИ составляет от 104 до 174 тыс. долларов в год (от 50 до 83 млн тенге по курсу 480 тенге за доллар, или от 4,2 до 7 млн тенге в месяц). Медианная заработная плата для инженера в Google составляет 222 тыс. долларов, IBM – 118 тыс., Apple – 195 тыс., Microsoft – 197 тыс., Intel – 176 тыс.)
Тем не менее, в связи с растущей проблемой вытеснения работников с рабочих мест необходимо дополнить институт социального партнерства новыми правовыми нормами.
Трудовое право должно воспрепятствовать работодателю произвольно заменять работников системами искусственного интеллекта через установление требований о получении одобрения представительных органов работников.
Необходимо установление законодательных ограничений для работодателя по вопросам:
1) высвобождения работников вследствие замены их функционала искусственным интеллектом без направления на переобучение или без содействия в последующем трудоустройстве;
2) создания новых рабочих мест, требующих взаимодействия с сервисными роботами без согласия трудового коллектива.
Также предлагается создать список работ, осуществляемых исключительно людьми; определить правила построения взаимоотношений людей и роботов для совместного труда; установить квоты на рабочие места, занимаемые людьми.
Риски рынка труда в условиях цифровизации обусловлены также дистанцированием в процессе трудовой деятельности, удаленной занятостью, фрагментацией решаемых при этом задач и заключаются в возможной потере связи с социумом, отчуждением от общества.
При этом масштабы контроля за работниками с помощью ИИ увеличатся в разы. Будут не только измеряться темп работы, перерывы в работе, уровень сонливости, но и определяться пригодность конкретного работника для выполнения конкретных задач. Таким образом, технологии искусственного интеллекта могут повлиять и на оптимизацию персонала.
Поэтому очень важно, чтобы государства уже сейчас формировали правовую, экономическую и социальную стратегию для стабилизации трудовых отношений в связи с вышеобозначенными проблемами.
В связи с тем, что условия труда работников в процессе цифровизации экономики и общества в целом меняются, необходимо урегулирование новых условий трудовым законодательством. В настоящее время нормативная база отстает от технического прогресса, например, отсутствуют правовые меры по регулированию контроля со стороны работодателя, осуществляемого с помощью современных технологических возможностей. Так называемый электронный мониторинг, проводимый с помощью систем искусственного интеллекта, превращает рабочее место в безграничное, угрожает частной жизни работников, усугубляет дискриминацию в сфере занятости и уничтожает защиту со стороны трудового законодательства.
Встраивание систем искусственного интеллекта и превращение рабочей среды в «цифровую» касается не только электронного мониторинга работников, но и иных аспектов организации наемного труда: оформления документов, режима рабочего времени, защиты жизни и здоровья работников.
Поэтому, в связи с серьезным изменением условий наемного труда, недостаточным будет формулирование отдельных норм права, потребуется трансформация целых правовых институтов: трудоустройства, рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства.
В институт трудоустройства необходимо включить нормы, ограничивающие возможности работодателя использовать системы искусственного интеллекта при процедурах, связанных с приемом на работу. Например, Закон штата Иллинойс, принятый 09.08.2019 г., ограничивает права работодателей на видеоинтервью с использованием искусственного интеллекта. Согласно этому закону, работодатель обязан предварительно объяснить, как работает система, какие характеристики она использует для оценки лица на соответствие требованиям работодателя, и получить согласие на подобную оценку.
Является необходимым и введение правовых ограничений применения систем искусственного интеллекта, использующих технологии распознавания эмоций, психического здоровья и других внутренних состояний претендентов на работу и работников.
Технологии меняют не только условия и содержание труда, но и повышают риск вторжения работодателей в частную жизнь работников.
Неясны каковы пределы вмешательства работодателя в личную жизнь работников, в использование ими времени отдыха, есть ли у работников право на отключение (право не отвечать на звонки, на электронные письма, смс, полученные от руководства во внерабочее время). Как пример решения вопроса, можно сказать об опыте Франции, где принят Закон от 08.08.2016 г. о труде, модернизации социального диалога и обеспечении карьеры, в котором глава, названная «Адаптация трудового права к цифровой эпохе», предусматривает право работника на отключение от цифровых устройств (телефона, электронной почты) в целях соблюдения его времени отдыха, а также частной и семейной жизни. Этот позитивный опыт стоило бы перенять и в законодательстве Казахстана.
Нарушение неприкосновенности частной жизни работника происходит, например, когда средства мониторинга не разделяют рабочее и нерабочее время, накапливая данные для последующего интеллектуального анализа.
Институт защиты персональных данных работников нуждается во включении норм, ограничивающих возможности использования работодателем арсенала современных средств мониторинга.
Государство должно установить баланс между усилением гибкости (увеличением норм, дифференцирующих труд отдельных категорий работников), соблюдением устоявшихся в трудовом праве стандартов занятости и защитой прав работников как более слабой стороны трудового правоотношения.
Правительству и бизнесу необходимо разработать четкие этические рамки для разработки и внедрения ИИ, гарантируя, что ИИ будет служить инструментом прогресса, а не источником социального раскола. Это может включать в себя создание комитетов по надзору и внедрение правил для обеспечения ответственной разработки и внедрения ИИ.
Речь идет не о «сопротивлении» трудового права цифровым изменениям, а о поддержании навыков социального взаимодействия законодательным путем, которые необходимы для развития отношений работника и работодателя, и минимизации социальных рисков, вызванных переходом к цифровой экономике.
Несомненно, что ИИ представляет собой преобразующую силу на рынке труда, предлагая как возможности, так и проблемы. Используя возможности ИИ для автоматизации рутинных задач и одновременно развивая уникальный набор человеческих навыков творчества и решения проблем, мы можем создать будущее, в котором люди и машины будут работать в тандеме, стимулируя инновации, экономический рост и более справедливое распределение возможностей в мире. рабочая сила.
Вместе с тем развитие искусственного интеллекта является двойственным явлением, которое вносит как существенные изменения на рынок труда, так и открывает новые возможности для создания новых рабочих мест и улучшения качества работы в различных отраслях.
Важно подготовиться к изменениям на рынке труда, связанным с развитием ИИ, и постоянно совершенствовать навыки и обучение, чтобы быть готовыми к будущим вызовам и возможностям.
Важная роль в условиях построения цифровой экономики должна отводится коллективным переговорам и консультациям между работодателями и работниками. Особым предметом совместной деятельности работодателей и профсоюзов должны быть вопросы использования новых технологий в деятельности предприятий. Необходимо повысить уровень контроля в сфере внедрения новых технологий в производственный и трудовой процесс. Технологические инновации должны осуществляться с учетом влияния, оказываемого на содержание трудовой деятельности.
Информирование и консультирование работников до внедрения новых цифровых технологий, как свидетельствуют практики других стран, могут сгладить переход, сделать его менее болезненным.
Позиция Федерации профсоюзов по этому вопросу четкая и конкретная. Искусственный интеллект необходимо использовать только под контролем и на пользу именно человеку – работнику в новых современных реалиях информатизации мирового социума.
Председатель Федерации профсоюзов Республики Казахстан
Сатыбалды Даулеталин