Сатыбалды Даулеталин: «Где есть социальный диалог, там есть стабильность и развитие»

В Восточно-Казахстанскую область с рабочей поездкой прибыла делегация ФПРК во главе с Председателем Федерации профсоюзов Республики Казахстан Сатыбалды Даулеталиным. В течение двух дней здесь запланированы встречи с социальными партнерами, трудовыми коллективами и профактивом области. Цель поездки – ознакомление с ситуацией в социально-трудовой сфере и ходом реализации мероприятий по Году рабочих профессий, укрепление взаимодействия с социальными партнерами по решению насущных проблем работников предприятий региона, встречи с трудовыми коллективами и профактивом области.

В среду, 23 апреля, с участием Председателя ФПРК состоялось заседание региональной трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социально-трудовых отношений под председательством акима Восточно-Казахстанской области Нурымбета Сактаганова.

О мерах, принимаемых по погашению задолженности по заработной плате на предприятиях ВКО в рамках Карты трудовых рисков перед участниками заседания отчитался руководитель департамента Комитета государственной инспекции труда региона Бакытбек Кизатов.

По его информации, на сегодня в Карте трудовых рисков по области охвачено 3786 предприятий, из них 31 предприятие имеют «высокий риск» наличия социальной напряженности, 49 предприятий находятся в зоне «среднего риска».

«В результате принятых мер (с сентября 2024 года) государственными инспекторами труда, совместно с социальными партнерами, выведено из зоны высокого риска – 170 предприятий, тем самым защищены права 3800 работников, сумма погашеннего долга по заработной плате – 42,1 млн.тенге», – сообщил Бакытбек Кизатов и отметил, что работа по преодолению кризисных ситуаций на предприятиях проводится совместно с Территориальным объединением профсоюзов Восточно-Казахстанской области.

Тему развития социального партнерства в региона продолжил председатель Территориального объединения профсоюзов Восточно-Казахстанской области Темирбек Касымжанов. По его словам, в рамках социального партнерства между акиматом, областными объединениями профсоюзов, объединениями работодателей заключено областное Соглашение на 2024-2026 годы, определяющее согласованные позиции Сторон по основным направлениям регулирования социально-трудовых отношений.

«Последовательно решены вопросы об ежегодной индексации заработной платы работников реального сектора, выплаты оздоровительного пособия в размере не менее одного оклада работникам неквалифицированного труда бюджетной сферы, выплаты повышенного оклада (25%) работникам бюджетной сферы сельских районов, оплаты труда общественных технических инспекторов охраны труда в размере не менее одного МЗП (минимальной заработной платы), увеличение размера выплаты за коммунальные услуги, проживающих в сельской местности на 20% в сравнении с предыдущим Соглашением», – сообщил Темирбек Касымжанов.

Заслушав доклады социальных партнеров в регионе, Председатель Федерации профсоюзов РК Сатыбалды Даулеталин отметил высокий уровень развития социально-партнерских отношений и акцентировал внимание участников областной трехсторонней комиссии на вопросах дальнейшего укрепления взаимодействия социальных партнеров в Восточно-Казахстанской области по ряду ключевых приоритетов.

«Укрепление трехстороннего сотрудничества в рамках социального партнерства — это самый важный вопрос. В 2024 году мы подписали Генеральное соглашение. Этот документ является основой конструктивного взаимодействия между социальными партнерами на республиканском уровне. В 2024 году мы провели два заседания Республиканской трёхсторонней комиссии, где рассматривались актуальные вопросы, в том числе по предупреждению трудовых конфликтов, по разработке и утверждению методики определения минимального размера заработной платы. В регионах проведено 119 заседаний. Мы ввели формат сопредседательствования в региональных трехсторонних комиссиях. В Восточно-Казахстанской области в 2024 году проведено 7 заседаний комиссии, под руководством председателя профсоюзного центра проведено 4 заседания, 3 из которых — на профсоюзной площадке. Это очень хорошее начинание, которое должно стать примером для других областных трехсторонних комиссий», – сказал Председатель ФПРК.

Сатыбалды Даулеталин отметил, что региональное соглашение по социальному партнерству, принятое в Восточно-Казахстанской области и закрепившее индексацию заработной платы работников региона – одно из лучших в стране.

«Анализ ФПРК показал, что в Казахстане из 155 тысяч коллективных договоров только в 10% отражена индексация заработной платы. Это говорит о том, что социальное партнёрство и коллективно-договорное регулирование трудовых отношений, к сожалению, не находится на достаточно высоком уровне. Поэтому Федерация профсоюзов выступила с инициативой, чтобы индексация заработной платы была законодательно закреплена в Трудовом кодексе, чтобы эта норма обязывала всех работодателей проводить индексацию ежегодно, исходя из уровня инфляции. Мы должны сохранить покупательскую способность людей. При этом индексация должна касаться людей, которые зарабатывают до 300 тысяч тенге. Индексация заработной платы для топ-менеджеров, которые получают миллионы – не нужна», – отметил Глава ФПРК.

Продолжая тему коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, Сатыбалды Даулеталин привел конкретные цифры.

«В Восточно-Казахстанской области охват коллективными договорами составляет 43,3 процента, тогда как в некоторых других регионах этот показатель превышает 70-80 процентов. При этом, охват коллективными договорами крупных и средних предприятий области составляет 100 процентов, а малых предприятий – 38 процентов. Это – поле для активного взаимодействия социальных партнеров в регионе», – сделал акцент Сатыбалды Даулеталин.

Он отметил, что коллективный договор – не что иное, как «малая Конституция предприятия» и напомнил, что именно коллективный договор регулирует трудовые отношения на предприятиях и в организациях.

Важнейшим барометром благосостояния работников Председатель ФПРК назвал вопрос оплаты труда. Он отметил что Федерация профсоюзов добивается планомерного повышения размера минимальной заработной платы в соответствии с международными стандартами, согласно которым размер МЗП должен составлять не менее 50 процентов средней заработной платы – соответствующее предложение ФПРК уже направила в правительство.

По словам Сатыбалды Даулеталина, низкий размер заработной платы – одна из первых причин трудовых конфликтов и споров. Другой причиной он назвал нежелание отдельных работодателей выстраивать социальный диалог. Третьей причиной является недостаточное обеспечение безопасных условий труда на предприятиях. В этой связи. Председатель Федерации профсоюзов назвал решение Президента страны об объявлении 2025 года Годом рабочих профессий – важным и своевременным.

«Мы всецело поддерживаем решение Главы государства по проведению Года рабочих профессий. За последние полвека существенно изменилось понимание сущности понятия «труд», и роли человека труда, престижа рабочих профессий – они перестали быть ценностью. Я очень благодарен Президенту Касым-Жомарту Токаеву за то, что он принял это важное решение, дал мощный импульс на всех уровнях власти. Пришла пора осознать, что процветание и развитие нашей страны происходит во многом благодаря труду простых работников. Кроме того, я считаю, что нам пора отходить от стереотипов советской эпохи, когда понятие «рабочий класс» носило политический окрас. Сегодня рабочий – это специалист высокой квалификации, своим ежедневным трудов вносящий неоценимый вклад в развитие экономики страны и в целом государства. Поэтому задача социальных партнеров – создать достойные, безопасные условия труда и достойную оплату Человеку труда. А без эффективного социального диалога нам этого не добиться. Где есть социальный диалог, там есть стабильность и развитие», – подчеркнул Сатыбалды Даулеталин.

Резюмируя заседание областной трехсторонней комиссии по соцпартнерству, аким Восточно-Казахстанской области Нурымбет Сактаганов заверил, что государственные органы в регионе приложат все усилия для дальнейшего развития института социального партнерства.

«Со своей стороны, органы исполнительной власти будут прилагать усилия к дальнейшему развитию социального партнёрства в регионе, сотрудничая с профсоюзами и объединениями работодателей. Уверяю, что мы будем работать открыто и справедливо ради повышения благосостояния жителей региона», – отметил аким Восточно-Казахстанской области.

Обоюдные намерения Федерации профсоюзов РК и властей региона по совместной работе были скреплены соответствующим Меморандумом, который сегодня подписали Председатель ФПРК Сатыбалды Даулеталин и аким Восточно-Казахстанской области Нурымбет Сактаганов.

Медиацентр Федерации профсоюзов РК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Депутат фракции “AMANAT” Нартай Сарсенгалиев от партии направил Премьер-Министру Олжасу Бектенову депутатский запрос, резко критикующий неэффективность Закона «Об игорном бизнесе», принятого в июле 2024 года.

По мнению депутата, закон, призванный сдержать распространение игровой зависимости, оказался практически бессилен перед лицом многочисленных нарушений. Можно сказать, что мы предотвратили дальнейшие финансовые потери наших сограждан, страдающих от игровой зависимости. В соответствии с законом, были ограничены зоны продажи лотерейных билетов, запрещена реклама букмекерских контор в СМИ и на сайтах, а также рассылка приглашений к участию в азартных играх посредством SMS-сообщений.

Однако, несмотря на принятие мер, направленных на существенное ограничение доступа к азартным играм, многие обходят закон. Это происходит из-за недостатков в работе государственных органов, которые должны обеспечивать строгое соблюдение порядка, – констатировал Нартай Сарсенгалиев.

 

Депутат озвучил ряд проблем

Сарсенгалиев выделил ряд критических проблем:

  1. Реклама азартных игр: игнорирование закона на местах.Запрет рекламы азартных игр в общественных местах игнорируется многими акиматами. Депутат указывает на задержки с демонтажом рекламных щитов в Восточно-Казахстанской области (начало демонтажа – ноябрь), а также на откровенно ложные отчёты некоторых акиматов об отсутствии такой рекламы. Сарсенгалиев резко критикует ситуацию: “Акиматы Алматы, Шымкента, Алматинской области, Мангистауской области, Северо-Казахстанской области и Павлодарской области до сих пор не предоставили информацию о количестве демонтированных рекламных объектов, связанных с рекламой азартных игр. Более того, некоторые акиматы сообщили, что «в регионе вообще отсутствовали рекламные объекты букмекерских контор». Это явно не соответствует действительности. Необходимо отметить, что игнорирование рекламы букмекерских контор – это не только невыполнение требований Закона, но и прямое посягательство на интересы населения. Поэтому необходимо провести проверку в указанных областях и привлечь к ответственности лиц, нарушивших закон”.
  2. Онлайн-реклама: неэффективный контроль.Несмотря на разрешение рекламы только в спортивных СМИ, многие сайты активно рекламируют букмекерские конторы, минуя законодательные ограничения. Сарсенгалиев требует усиления контроля за онлайн-рекламой.
  3. Лицензии: ширмы для нелегальной деятельности.Из 38 лицензий на букмекерскую деятельность, выданных в 2021 году, лишь 18 используются легально. Остальные, по данным депутата, прикрывают нелегальную деятельность, а предприниматели скрывают реальные доходы, указав другие источники: “по данным Министерства туризма и спорта, в 2021 году было выдано 38 лицензий на букмекерскую деятельность и 8 лицензий на деятельность тотализатора. Однако в ходе проверок 2023-2024 годов было установлено, что только 18 букмекерских контор и 7 тотализаторов работают с соответствующими лицензиями. Остальные лицензии используются нелегально, позволяя владельцам продолжать деятельность под другим видом лицензии. Ещё одна проблема заключается в том, что предприниматели, получившие букмекерские лицензии, скрывают свои доходы, заявляя, что они получены от аренды недвижимости или инвестиционных доходов. Лицо, получившее букмекерскую лицензию, должно работать только как букмекер. Если лицензия не используется, уполномоченный орган должен отозвать её.”
  4. Невыплата выигрышей: бесправие игроков.Задержки и невыплаты выигрышей букмекерами остаются без надлежащей правовой защиты. Гражданский кодекс не предусматривает механизмов защиты прав игроков в таких ситуациях, и суды отказываются рассматривать подобные жалобы: “граждане, выигравшие ставки, жалуются на невозможность получить свои выигрыши. Гражданин, выигравший в букмекерской конторе, должен получить свой выигрыш в течение 10 дней в соответствии с установленным порядком. Если букмекеры не выплачивают выигрыш в течение этого времени, граждане не знают, куда обратиться с жалобой. В Гражданском кодексе соответствующая норма не предусмотрена. Следовательно, суд отказывается рассматривать такие жалобы. Необходимо решить эту проблему, обеспечив защиту прав граждан в суде.”
  5. Ограничения для зависимых: неработающая система.Несмотря на существование списка лиц, запрещённых к игре (более 3,5 млн человек), отсутствие эффективной системы обмена информацией между государственными органами позволяет им продолжать игру: “необходимо расширить список граждан, которым запрещено играть в азартные игры. Соответствующее поручение было дано на Совете Безопасности. В соответствии с этим, необходимо запретить играть в азартные игры гражданам, имеющим судимость, но не лишённым свободы. Это необходимо для того, чтобы лудоманы не совершали новых преступлений в поисках денег на ставки… В-шестых, у нас есть список граждан, которым запрещено играть в азартные игры. В него входят лица, числящиеся в едином реестре должников, самоограничившиеся и те, кому ограничен доступ к азартным играм. Это более 3,5 миллионов казахстанцев. Несмотря на то, что закон принят в строгой форме, на практике наблюдается неэффективность. В результате граждане, которым ограничен доступ, продолжают беспрепятственно играть в азартные игры. Для радикального решения этой серьёзной проблемы необходимо ускорить интеграцию обмена информацией между Министерством юстиции, Министерством туризма и спорта, Агентством по финансовому мониторингу, Министерством финансов и Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. Без единой системы работа не будет эффективной.”

Сарсенгалиев требует от Премьер-Министра немедленных мер по усилению контроля за рекламой, борьбе с нелегальной деятельностью, защите прав игроков и созданию эффективной системы обмена информацией между государственными органами. Запрос завершается просьбой о письменном ответе в установленные законом сроки. Ситуация с реализацией Закона “О игорном бизнесе” демонстрирует серьезные проблемы и требует системных изменений.

 

 

Линара САКТАГАНОВА