У молодежи нет уверенности в завтрашнем дне на рынке труда, и причины – в автоматизации производства, узкой направленности большинства программ профессиональной подготовки и нехватки рабочих мест, соответствующих уровню квалификации молодых работников. Об этом говорится в новом докладе, подготовленном МОТ.
Кроме того, молодые люди (в возрасте 15-24 лет), работающие по найму, больше старших коллег рискуют лишиться работы в связи с автоматизацией производства, причем особенно уязвимы в этом плане те, кто прошел профессионально-техническую подготовку, отмечается в докладе.
«Это наглядно показывает, насколько быстро узкоспециализированные навыки, полученные в ходе профессиональной подготовки, оказываются устаревшими по сравнению с общеобразовательными знаниями», – указывают авторы доклада. Они призывают к пересмотру и модернизации программ профессионально-технической подготовки в свете меняющихся запросов цифровой экономики.
В докладе «Глобальные тенденции занятости молодежи в 2020 году: технология и рабочие места завтрашнего дня» (Global Employment Trends for Youth 2020: Technology and the future of jobs) показано, что с момента публикации предыдущего подобного исследования в 2017 года в мире наблюдается тенденция к увеличению численности молодежи, которая не работает, не учится и не приобретает профессиональных навыков. В 2016 году таких молодых людей насчитывалось 259 миллионов, в 2019 году их численность оценивалась уже в 267 миллионов, а в 2021 году, по прогнозам, она вырастет до 273 миллионов. Аналогичная тенденция наблюдается и в процентном отношении: в 2015 году – 21,7 процента, в 2020-м – 22,4. Из этого можно сделать вывод, что задача, поставленная международным сообществом, – существенно сократить к 2020 году долю молодежи, которая не работает, не учится и не приобретает профессиональных навыков, – останется невыполненной.
“Для этих молодых людей создается недостаточно рабочих мес […] Если мы хотим решить проблемы, возникающие в связи с технологическим развитием, изменением климата, ростом неравенства, демографическими сдвигами, мы не можем себе позволить расточительно относиться к их талантам и к средствам, вложенным в их обучение.”
Сукти Дасгупта, руководитель подразделения занятости и политики на рынке труда Департамента политики в сфере занятости МОТ
В настоящее время в мире насчитывается 1,3 млрд молодых людей, из которых 267 миллионов не учатся, не работают и не приобретают профессиональных навыков. Две трети из них, или 181 миллион, – молодые женщины.
«Слишком много молодых людей в мире оказываются отрезанными от системы образования и от рынка труда, и это может пагубно сказаться на их жизненных перспективах, а в конечном счете и подорвать социально-экономическое развитие их стран, – говорит директор Департамента политики в сфере занятости МОТ Ли Сан Хен (Sangheon Lee). – Но причины, по которым они оказываются в этой категории, чрезвычайно многообразны. Задача в том, чтобы разумно сочетать гибкий подход, необходимый в работе с такими молодыми людьми, с решительными шагами и действиями, необходимыми для того, чтобы добиться нужного результата. Универсального рецепта здесь не существует».
В докладе о тенденциях занятости молодежи в 2020 году отмечается, что молодые люди, имеющие высшее образование, в меньшей степени рискуют лишиться работы из-за автоматизации. Они, однако, сталкиваются с другой проблемой: доля молодых людей с высшим образованием в составе трудовых ресурсов растет быстрее, чем спрос на работников с дипломами, и это приводит к снижению оплаты их труда.
«Для этой молодежи создается недостаточно рабочих мест, и это означает, что потенциал миллионов людей должным образом не задействуется, – говорит Сукти Дасгупта (Sukti Dasgupta), руководитель подразделения занятости и политики на рынке труда Департамента политики в сфере занятости МОТ. – Если мы хотим решить проблемы, возникающие в связи с технологическим развитием, изменением климата, ростом неравенства, демографическими сдвигами, мы не можем себе позволить расточительно относиться к их талантам и к средствам, вложенным в их обучение. Нам нужны комплексные стратегические программы и гибкие системы профессиональной подготовки, разработанные путем диалога с участием правительств, работников и работодателей».