Федерация профсоюзов РК и Бюро трудящихся МОТ выработали стратегию действий профсоюзов в сфере неформальной занятости

Федерация профсоюзов Республики Казахстан и Международная организация труда в онлайн режиме презентовали результаты совместного исследования на тему: «Определение стратегии действий профсоюзов Казахстана в секторах, в которых преобладают нестандартные трудовые отношения, самостоятельная, платформенная и неформальная занятость».

Вопросы легализации неформальных трудовых отношений в последние годы являются одним из актуальных вопросов повестки дня Федерации профсоюзов. Значимая поддержка в данном направлении профсоюзам оказывается со стороны Международной организации труда.

Открывая встречу, Председатель ФПРК Сатыбалды Даулеталин отметил важность укрепления взаимодействия Федерации профсоюзов с МОТ.

«Сотрудничество Федерации профсоюзов и Международной организации труда вышло на новый уровень. Мы активно участвуем в мероприятиях, проводимых МОТ. Только в 2020 году представители Федерации приняли участие в 19-ти онлайн международных мероприятиях по профсоюзной деятельности, в том числе в важнейших международных мероприятиях в области труда. В целом за прошлый год 25 представителей приняли участие в 12 мероприятиях МОТ», –  сказал Сатыбалды Даулеталин.

По его словам, совместный проект нацелен на создание достойных условий труда для работников нестандартных форм занятости, а также содействие формализации занятости.

«Доля занятых в неформальном секторе, по разным оценкам, составляет 40-45% от экономически активного населения страны. Хотя по официальным данным доля неформальной занятости в 2020 году составила порядка 13% рабочей силы. Наряду с этим, наблюдается низкий уровень профсоюзного охвата в тех или иных секторах», – подчеркнул Сатыбалды Даулеталин.

Результаты проекта в ходе заседания презентовали авторы исследования национальный эксперт Саруар Кенжебулат и международный эксперт Харри Талига.

В исследовании проведен анализ правовой и практической среды социально-трудовых отношений в секторах, в которых преобладают нестандартные формы занятости, в том числе цифровые и интернет-платформы, самозанятость и неформальная занятость.

В ходе работы эксперты установили тенденции развития нестандартных форм занятости, а также выработали рекомендации в адрес профсоюзов и государственных органов Казахстана по мерам улучшения положения лиц с нестандартными формами занятости.  При этом наиболее актуальные вопросы нестандартных форм занятости предложено рассмотреть в рамках Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству.

Как отмечают разработчики, под нестандартными формами занятости понимаются неформальная, самостоятельная и платформенная занятость, заемный труд, дистанционная работа, временная и неполная занятость, недозанятость и сверхзанятость, занятость в домашнем хозяйстве, а также работа по договорам гражданско-правового характера (ГПХ). Отличительной чертой таких видов занятости является низкий уровень защищенности трудовых прав работников и уязвимость их социальной-экономического положения.

В ходе исследования проведен обзор международного опыта по работе с нестандартными формами занятости, формализации трудовых отношений, расширению охвата мерами социальной защиты таких работников, а также вовлечения их в профсоюзное движение для представления и защиты своих прав в отношениях с работодателями и государственными органами.

К примеру, в практике зарубежных стран одним из инструментов формализации занятости является механизм государственных закупок, когда к участию в тендерах допускаются только те предприятия, где уровень оплаты труда составляет не менее 70% средней зарплаты по отрасли, тем самым, государство стимулирует компании декларировать реальный доход своих работников.

Также международная практика показывает эффективность мер по упрощению процедур регистрации компаний и ведения бизнеса, уточнению законодательного регулирования нестандартных трудовых отношений, установлению оптимальных критериев участия в системах социального страхования, закреплению адекватного размера минимальной зарплаты и т.д.

Между тем в Казахстане как в программных документах страны, так и в законодательстве нестандартные формы занятости, как таковые, не выделяются и не приоритизируются. В частности, Трудовой кодекс регламентирует лишь отдельные виды нестандартной занятости, при том, что многие вопросы трудовых отношений переданы в сферу коллективно-договорного регулирования. Более того, право на объединение в профсоюзы по факту предоставлено только наемным работникам.

Несмотря на общую положительную динамику на рынке труда, когда ежегодно фиксируется снижение самостоятельной и неформальной занятости, растет численность наемных работников, а безработица стабильно находится на довольно низком уровне, в то же время отмечаются тревожные тенденции по отдельным формам нестандартной занятости.

Так, за последние пять лет, в период действия нового Трудового кодекса, в 30 раз увеличилась численность работников по договорам ГПХ, которые в отличие от «классического» трудового договора не предусматривают базовый уровень социальной защиты прав и интересов трудящихся.

Почти на 70% увеличилось количество занятых на временной, сезонной и случайной работе, на 20% выросла неполная занятость. При этом более половины неформально занятых являются работниками предприятий формального сектора. Ежегодно растет численность самозанятых в городах. Все больше квалифицированных специалистов с высшим и послевузовским образованием выбирают работу на себя, доля таких самозанятых уже составляет порядка 30%.

Ежемесячные доходы 70% самозанятых не превышают 80 тысяч тенге, а в сельском хозяйстве большинство самозанятых (70%) имеют доходы ниже величины прожиточного минимума. И это при том, что устанавливаемые ежегодно размеры минимальной зарплаты и прожиточного минимума являются чрезмерно заниженными (соответственно в 5 и 6,5 раз меньше средней зарплаты).

При определении приоритетов по работе с нестандартными формами занятости предложено обратить внимание на такие отрасли, как сельское хозяйство, торговля, строительство, транспорт и обрабатывающая промышленность. Среди регионов нестандартная занятость больше всего распространена в Туркестанской, Жамбылской, Алматинской, Восточно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях.

В целом, как подчеркнули эксперты, результаты исследования свидетельствуют о том, что, несмотря на всю беспрецедентность 2020 года в связи с пандемией COVID-19, он не столько стал переломным этапом развития сферы занятости, оплаты труда и уровня жизни, сколько обнажил копившиеся годами системные проблемы в этой области.

Заведующий отделом по Восточной Европе и Центральной Азии Бюро трудящихся МОТ Сергиус Гловацкас подчеркнул высокую значимость и своевременность исследования в контексте выработки устойчивой социально-трудовой практики и эффективного реагирования на кризис.

Он отметил важность инициатив Федерации профсоюзов по ратификации Конвенций МОТ.

«Международные трудовые нормы распространяются на всех, независимо от формы занятости. Неформально занятая категория работников – это огромная масса людей и профсоюзы должны их представлять и защищать», – добавил Сергиус Гловацкас.

Сергиус Гловацкас акцентировал внимание на утверждениях мировых лидеров, участвующих в работе виртуального саммита «Мир труда», который прошел накануне в рамках Международной конференции труда.

«Папа Римский Франциск и ряд других мировых лидеров, выступавших на саммите МОТ обратили большое внимание на уникальность миссии профсоюзов по защите интересов трудящихся, в том числе по преодолению разрушительных последствий пандемии COVID-19 для сферы труда. Папа Римский призвал страны охватить особой заботой работников на окраинах мира труда, которые страдают от пандемии: низкоквалифицированных и подённых рабочих, работников неформального сектора, мигрантов и беженцев, тех, кто выполняет «опасную, грязную и унизительную работу. Отрадно, что Казахстан уделяет большое внимание исполнению международных обязательств в сфере труда», – подчеркнул международный эксперт.

Со своей стороны, он заверил в том, что продолжит оказывать методическую и консультативную помощь и работать вместе.

Главный специалист по деятельности трудящихся, Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии Гоча Александрия, говоря об актуальности исследования, отметил необходимость приведения национального законодательства в соответствие с нуждами новых форм занятости.

«У Федерации профсоюзов Казахстана есть долгосрочное видение развития продуктивной занятости. В исследовании отражены конкретные рекомендации и приведены успешные примеры применения подходов защиты интересов работников неформального сектора. Жизнь приносит новые аспекты трудовых отношений. Одна из главных задач – адаптировать законодательства», – считает Гоча Александрия.

В ходе обсуждения депутат Мажилиса Парламента РК Екатерина Смышляева сообщила, что депутатский корпус планирует выступить с инициативным законопроектом по вопросам регулирования неформальных форм занятости.

«Исследование поможет нам подчеркнуть, что тех мер и правовых норм, отраженных сегодня в Трудовом кодексе по регулированию сферы неформальной занятости недостаточно, для того, чтобы сопроводить этот процесс. Поправки, которые хотят предложить депутаты, будут касаться не Трудового кодекса, а сопутствующих законодательных актов – Предпринимательского кодекса, Закона «О социальной защите», которые позволят изменить подходы к классификации занятости в целом Достаточно много шагов в сторону регулирования альтернативных форм занятости уже сделано. Мы уверены, что исследование внесет дополнительную ясность в регулирование отношений», – подчеркнула депутат.

Подводя итоги встречи, Председатель ФПРК поблагодарил Международную организацию труда за содействие в реализации проекта, а также авторов исследования Саруара Кенжебулат и Харри Талига за их содержательный труд.

Глава ФПРК выразил намерение инициировать рассмотрение рекомендаций на Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству.

«Данное исследование, безусловно, является важным документом для выстраивания дальнейшей работы всех сторон социального партнерства в сфере неформальной, самостоятельной и платформенной занятости», – добавил Сатыбалды Даулеталин.

Отчет, представленный национальным и международным экспертами, размещен в свободном доступе на сайте Федерации профсоюзов РК kasipodaq.kz.

 

Медиацентр Федерации профсоюзов РК