Уважаемый Ералы Лукпанович!
Уважаемые члены комиссии, участники заседания!
Федерация профсоюзов РК в системе трудовых отношений выполняет несколько функций.
Одна из них, экономическая, связана с защитой интересов и прав трудящихся на предприятиях, в отраслях промышленности и других сферах экономики.
1) Центральная роль в защите интересов наемных работников отводится коллективным договорам. По состоянию на 1 января т.г. заключены 15 915 коллективных договоров в организациях, где действуют наши профсоюзы. Охват работающих членов профсоюзов коллективно-договорным регулированием в 2020 году составил 90,2 % и распространяется на 1, 5 миллиона работающих.
Порядок индексации заработной платы закреплен в 1 895 коллективных договорах, заключенных профсоюзными организациями реального сектора. По сравнению с 2019 годом доля коллективных договоров, содержащих обязательство работодателя по индексации заработной платы в 2020 году, увеличилась на 24,8%.
В целом количество действующих коллективных договоров в республике в 2020 году увеличилось по сравнению с 2019 на 19,1% с 120 200 до 143 571.
К сожалению, основная часть, 52,4% предприятий республики и работающих на них работников находится вне социального партнерства, и не имеют возможности на защиту своих прав.
Если учесть, что коллективные договора заключены на 95 процентах предприятий, в которых есть профсоюзные организации. А это примерно, с учетом всех трех республиканских объединений, порядка 30 тысяч договоров. Задаюсь вопросом, кто заключил остальные около 100 тысяч договоров, кто их контролирует, каково качество этих договоров. И не подрывают ли они систему коллективно-договорных отношений. Думаю, есть чем заняться уполномоченным государственным органам.
3) Одним из способов защиты трудовых прав и свобод является обращение работников в профессиональные союзы, которые наделены соответствующими полномочиями, необходимыми для выполнения защитных функций.
Только за 2020 год в тесном взаимодействии с судебной властью, органами прокуратуры, другими государственными органами рассмотрено 14 313 обращений граждан. В основном обращения касались вопросов, связанных с нарушением законодательства о труде: невыплата и задержка заработной платы, восстановление на работе при незаконном увольнении, принуждение к увольнению по собственному желанию, безопасность труда, выполнению условий трудового и коллективного договора и т. д.
Большинство обратившихся получили консультативную и практическую помощь в составлении исковых заявлений, участии в судебных заседаниях, выдаче архивных справок и т. д. Были положительно разрешены 85% вопросов от всех поступивших обращений (12 154 обращений).
На основе подписанного меморандума с Верховным Судом на базе территориальных объединений профсоюзов созданы 17 центров примирения – «Татуласу орталығы». С периода создания центров (с марта 2018 года по февраль 2021 года), с привлечением профессиональных медиаторов, адвокатов, профсоюзных специалистов центрами «Татуласу орталығы» проведено более 18 тысяч консультаций, рассмотрены 6087 обращений по трудовым и социальным вопросам, из них 4635 трудовых споров разрешены положительно.
В целях усиления защиты трудовых прав работников при Федерации профсоюзов создана Юридическая клиника с сетью филиалов в регионах республики, которая предоставляет бесплатные юридические услуги членам профсоюзов.
За первое полугодие 2021 года территориальными объединениями профсоюзов в рамках правозащитной деятельности было оказано 1 212 консультаций правовой помощи членам профсоюза, из них в согласительных комиссиях было рассмотрено 83 спора, в суде – 20, удовлетворено исков полностью или частично – 9, восстановлено на работе – 65 работников.
Посредством процедуры медиации было решено 1 045 проблемных вопросов. В целом, как подмечают коллеги из судебных органов, благодаря активному применению процедур медиации наблюдается тенденция снижения рассмотрения судами трудовых споров.
3) Немаловажным вопросом для профсоюзов в деле защиты прав работников является повышение правовой грамотности самих работников.
Всего с начала 2021 года проведено 165 семинаров, в том числе выездных, обучение прошло более 7 тысяч членов профсоюзов.
В настоящее время завершена серия из 14-ти ежедневных онлайн-семинаров для первичных профсоюзных организаций по совершенствованию навыков в переговорном процессе с охватом 1018 работников и членов профсоюзов.
До конца года запланировано проведение еще 45-ти аналогичных семинаров с охватом более 3 тысяч членов профорганизаций.
Кроме того, в рамках международного взаимодействия с начала года Федерация совместно с партнерами – ГОА «Представительство Фонда имени Фридриха Эберта в Казахстане» провела серию семинаров на тему «Эффективное решение трудовых споров: диалог и примирительные процедуры» для представителей профсоюзов, работодателей и исполнительных органов.
Также существенно увеличился уровень информационно-разъяснительной работы Федерации и ее членских организаций в СМИ.
В период с января по май текущего года в республиканских изданиях, информационных порталах и на телеканалах вышли 36 информационных материалов с участием руководства Федерации (интервью, прямые эфиры, комментарии, статьи), 11 190 информационных сообщений, из них в средствах массовой информации – 1 745 и в социальных сетях – 8 954 публикаций. В настоящее время действуют 39 аккаунтов Федерации и ее членских организаций.
4) Преимущественным механизмом реализации правозащитной деятельности Федерации профсоюзов остается социальное партнерство во всех его формах.
Понимая важность социального мира и экономической стабильности, Федерация профсоюзов принимает активное участие непосредственно в переговорных процессах с социальными партнёрами в регионах, на конкретных предприятиях страны.
В текущем году в целях разрешения трудовых споров, предупреждения возможных трудовых конфликтов на местах, защиты трудовых и социально-экономических прав работников осуществлены выезды и поездки руководства Федерации в Атыраускую, Актюбинскую, Карагандинскую, Кызылординскую, Мангистаускую области.
В процессе рабочих встреч и переговоров с работодателями нам удалось достигнуть существенных договоренностей. Так, в Атырауской области мною проведено 15 встреч, в том числе на месторождении Восточный Макат, с трудовыми коллективами, социальными партнерами, где достигнуты соглашения и решены вопросы:
– повышения с июня текущего года заработной платы работников на 35% на ТОО «Катехмунайсервис»;
– обеспечения мерами социальной защиты работникам курьерской службы в филиале АО «Казпочта»;
– повышения размера заработной платы в ТОО «Мунай Колик»;
– создания профсоюзов и обеспечения конструктивного взаимодействия в рамках социального партнерства на ТОО «Ескерткыш Кызмет Казахстан» и ТОО «Денхолм Жолдас»;
– обеспечения достойных условий труда, укомплектования штатного расписания специалистами, повышения заработной платы и выработке эффективных норм нового коллективного договора на АО «Эмбамунайгаз».
В Актюбинской области по результатам встречи с руководством и профактивом ТОО «Сагиз Петролеум Компани» достигнуты договоренности о повышении заработной платы работников предприятия на 20%, и сокращении вахтового периода работы с 30 до 15 календарных дней.
При содействии Федерации создана первичная профсоюзная организация в ТОО «Русская медная компания».
По инициативе Федерации, в ходе рабочей поездки, в области создана рабочая группа по мониторингу ситуации на предприятиях, в состав которой вошли депутаты областных и районных маслихатов, члены общественного совета области, представители инспекции труда.
В Мангистауской области по результатам переговоров с руководителями ТОО «Ойл Транспорт Корпорейшэн», АО «Мангистаумунайгаз», достигнуты договоренности и решены вопросы:
– по механизму восстановления с июля текущего года прежнего режима работы на месторождениях компании (снятие с 1 июля режима удаленной работы);
– оплаты времени вынужденного простоя работникам в размере 70% заработной платы;
– увеличения общей суммы социальных льгот и поддержки работников по коллективному договору на 1,5 млрд. тенге в сравнении с прошлым договором.
Что мешало руководству решить вопросы своевременно.
В настоящее время при активном участии представителей Федерации разрешен трудовой конфликт, длившийся с 2019 года, на нефтесервисном предприятии ТОО «Кезби». При этом достигнуты договоренности о повышении заработной платы на 50%, пересмотре тарифной сетки, улучшении условий труда, а также выплат так называемой «тринадцатой» зарплаты и компенсации за причиненный вред здоровью. Хочу заметить, что только в 2019 году в ТОО «Кезби» при вмешательстве Федерации удалось предотвратить 4 забастовки, и в 2020 году – 3 трудовых конфликтов.
В Карагандинской области, в результате переговоров с участием Федерации, предотвращена стихийная акция протеста и решены проблемы оформления регрессных выплат на шахтах «Казахстанская» и «Ленина» АО «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ).
Принято решение о повышении заработной платы работникам с 1 июля 2021 года, частично в виде дополнительной фиксированной ежемесячной выплаты постоянного характера в размере 20 000 тенге и частично в размере 6% от заработной платы работников.
Безусловно, оперативные рабочие выезды в регионы являются эффективными мерами по предупреждению и предотвращению возможных социально-трудовых конфликтов, и данная практика Федерацией будет продолжена.
Миссия профсоюзов предельно ясная – заблаговременно выявлять и умело, в полном соответствии с законом, решать проблемы и улучшать условия труда и жизни работников.
Также мы проводи ежедневный мониторинг.
Для получения оперативной обратной связи Федерация профсоюзов и ее членские организации проводят республиканскую акцию «Как живешь, первичка?». Она позволяет в режиме реального времени руководству ФПРК, отраслевых профсоюзов и депутатам Мажилиса посредством видеоконференцсвязи посещать трудовые коллективы, общаться с рядовыми членами профсоюзов на местах. Мы уже провели 327 таких встреч с участием 24 тысяч человек, которые позволяют держать руку на пульсе, оперативно реагировать на актуальные вопросы в трудовых коллективах, решать проблемы, делиться опытом.
В ходе онлайн посещений членами профсоюза были озвучены 228 вопросов, требующих решений. Из них уже решены 56 вопросов. Из числа оставшихся, 78 вопросов требуют принятия новых нормативно-правовых актов, внесения изменений и дополнений в трудовое законодательство, об образовании, о здравоохранении, жилищное законодательство, о пенсионном обеспечении, о медицинском и социальном страховании и в налоговое законодательство.
Эта работа будет продолжаться.
Анализ проблем, существующих на предприятиях, показывает, что социальное партнерство в этой области неравномерно, противоречиво и осуществляется с немалыми трудностями. Основными причинами акций низкая оплата труда.
Только за последние шесть месяцев мы приняли участие в разрешении 41- го трудового конфликта.
Значительная часть прошедших стоп-акций возникли стихийно, т.е. изначально носили непрофсоюзный характер. Поведение профкомов при стихийно возникающих коллективных протестах ясно демонстрирует двойственность их позиции: с одной стороны, действуя в рамках социального партнерства, надо снижать уровень конфликтности, с другой же, реальная угроза коллективных акций, забастовки – единственный аргумент, способствующий решению вопроса и авторитету профсоюза как массовой организации наемных работников.
Но главное заключается в том, что стихийные акции, приводят к решениям типа «оперативного тушения пожара», даже если они заканчиваются успешно, не гарантируют, что конфликтная ситуация не повторится.
Почему, по сути дела, внутрипроизводственный конфликт, выносится во внешнее социальное пространство. Это происходит именно потому, что на предприятиях доминируют интересы администрации, а работники практически не имеют права голоса и у работников нет возможности наладить диалог внутри предприятия.
Поэтому попытки работодателей препятствовать созданию профсоюза или ослабить профсоюз следует рассматривать не просто как нарушение закона, это разрушение институциональной среды, приводящее к неконтролируемому развитию конфликтов и, в конечном счете, к усилению социальной напряженности.
Сегодня в превращении профсоюзов в полноценных субъектов социально-трудовых отношений должны быть заинтересованы не только сами профсоюзы, но и все представители большой политики — от правительства и политических партий до правозащитников и общественных организаций.
Эти изменения должны дать работнику (и, соответственно, профсоюзной организации) право вступать в трудовой спор с работодателем и свободно проводить забастовки без нынешней бюрократической процедуры, логично дополнив действующую систему социального диалога, что позволит предотвращать несистемные социальные взрывы и конфликты, укрощать эффект «улицы», а простым людям возвращать чувство уверенности в своих конституционных правах и свободах.
Имеются проблемы и у объединений работодателей, они как сторона социального партнерства, имеют недостаточную представленность для ведения конструктивных коллективных переговоров и, по сути, находятся еще в стадии формирования. Следует отметить еще и низкую социальную ответственность работодателей.
В заключении. Также необходимы серьезные изменения в экономической политике. Надо в первую очередь повысить размер доходов работников. Низкий уровень устанавливаемых государством минимальных гарантий в области заработной платы провоцирует усиление диктата работодателей в данном вопросе и значительно затрудняют реализацию прв работников на достойную заработную плату. Надо поэтапно увеличить размер минимальной оплаты труда, законодательно закрепить обязанности работодателя по индексации заработных плат работников с учетом инфляции.
Надо всем нам просто понять, что работникам нужен рост доходов и право культурно выяснять отношения с работодателем.
Следующий акцент хотел бы сделать на проблеме осуществления государственного контроля за соблюдением трудового законодательства.
Сегодня количество госинспекторов труда составляет 256 чел., 1 инспектор на 23 тыс. чел., тогда как по рекомендации МОТ должно быть 1 чел. на 10 тыс. работников.
Госинспекторы в Казахстане охватывают проверками в год лишь 3% предприятий и организаций.
Мы уже предлагали Правительству РК повысить статус и полномочия госинспекторам труда и передачи инспекторов труда в ведении центрального уполномоченного органа по труду.
Более того, с учетом происходящих кардинальных изменений в сфере труда и необходимостью системной, комплексной работы считаем целесообразно создание Министерства труда.
Также, предлагаем провести выездные заседания РТК в регионах (Мангистауской, Актюбинской, Карагандинской областей