Уважаемые участники круглого стола!
Позвольте от имени Федерации профсоюзов Республики Казахстан приветствовать вас, а также выразить слова благодарности Международной организации труда, Международной Конфедерации профсоюзов, всеоббщей Конфедерации профсоюзов, Фонду им. Ф. Эберта, нашим коллегам из национальных профсоюзных центров Азербайджана и Узбекистана, международным и национальным экспертам социальным партнерам за участие и поддержку, оказанную в организации мероприятия.
Уважаемые коллеги!
Заработная плата была и остается для большинства членов общества основой их благополучия. Трудящиеся и члены их семей удовлетворяют свои физиологические потребности главным образом за счет заработной платы. Через нее формируется представление о социальной справедливости общественного устройства. От уровня заработной платы зависит устойчивость экономического и социального положения человека. Уровень и динамика заработной платы выступает одним из основных критериев оценки социальной эффективности проводимых в стране экономических преобразований.
Низкооплачиваемый труд дорого обходится обществу. Он малопроизводителен, не обеспечивает нормального воспроизводства рабочей силы, не развивает инициативу, консервирует низкий уровень организации условий труда.
Стремление некоторых работодателей получить конкурентные преимущества за счёт использования дешевой рабочей силы является несостоятельным, не имеющим перспективы, выступает угрозой социальной безопасности, причиной многих жизненных проблем.
Хорошо известно, что экономика дешёвого работника – прямой путь к её деградации. уровень заработной платы определяет отношение работодателя к автоматизации и применению современных технологий. Чем выше заработная плата, тем выше заинтересованность руководителей предприятий рационально использовать персонал и активно оснащать производство новой техникой и современными технологиями.
Повышение заработной платы до достойного уровня является важным условием построения эффективной системы стимулирования персонала. Таким образом заработная плата определяет не только уровень жизни работников и членов его семьи, устойчивость экономического и социального положения человека, но и оказывает влияние на состояние развития экономики, выступает одним из критериев оценки эффективности проводимых реформ.
Как и во всем мире заработная плата является основным источником средств существования для абсолютного большинства казахстанцев.
Конечно, в каждой стране сложились свои особенности формирования системы оплаты труда.
Именно система оплаты труда в Казахстане еще далека от совершенства. Доля оплаты труда в ВВП страны не превышает 30% и даже в некоторых моментах снижается. В странах с высоким уровнем благосостояния удельный вес оплаты труда в ВВП доходил в лучшие годы до более чем 80%. Например, в Швеции и Австрии, сейчас в среднем не ниже 60%. Вместе с тем наш уровень доходов классифицируется как «выше среднего». В рейтинге индекса человеческого развития ООН мы входим в список стран с очень высоким уровнем человеческого развития, занимая 51 место. В современных условиях развития казахстанского общества создание эффективной системы оплаты труда наемных работников во всех сферах деятельности является одной из наиболее актуальных задач, требующих системного подхода и непрерывного поиска путей совершенствования. Применяемые на многих казахстанских предприятиях системы оплаты труда можно считать устаревшими и несоответствующими принципам и сложившейся ситуации в реальных рыночных условиях.
Оценивая ситуацию на рынке труда Казахстана, специалисты приходят к выводу: если в стране в ближайшие годы значительно не повысится уровень оплаты труда и реальные доходы населения, то низкий платежеспособный спрос на внутреннем рынке станет препятствием для экономического роста. На данный момент необходимо пересмотреть действующую систему оплаты труда и внедрить более новые, современные, возможно заимствованные у других стран, но с учетом особенностей Казахстана, подходы.
Стоит отметить, что при разработке любой системы оплаты труда необходимо помнить, что люди не машины и на их поведение влияет множество различных факторов. Без позитивного восприятия нововведений работниками ни одна система не принесет стимулирующего эффекта, а соответственно и результата.
Большая проблема состоит на сегодняшний день в том, что в обществе нет единого концептуального подхода к вопросу заработной платы, ее сущности и ее ресурсного обеспечения.
Следующая проблема – низкий уровень минимальной заработной платы, который прямым образом воздействует на занижение цены рабочей силы на рынке труда.
Резкое усиление дифференциации заработной платы между работниками способствует процветанию так называемых скрытых форм заработной платы различных способов вывода ее из налогообложения. Если продолжить анализ озвученных проблем, то несложно заметить, что из каждой вытекает множество других производных трудностей и противоречий, связанных с нарушением принципов социальной справедливости, недоучетом региональных особенностей условий труда, различий между производственной и бюджетной сферой, государственной службой и т.д. Проблема регулирования заработной платы и других вопросов социальной сферы приобретает характер общегосударственной задачи, требующей скорейшего разрешения. В этой связи острой необходимостью является создание современной, гибкой законодательной базы в сфере занятости, регулирования заработной платы и трудовых отношений. Только благодаря этому станет возможно осуществить разработку конкретной системы мер, которая позволит достойно работать в указанном направлении как в регионах страны, так и на общегосударственном уровне. В сложившихся экономических условиях важнейшей задачей продолжает оставаться повышение реального размера заработной платы во всех сферах и отраслях экономики, на предприятиях всех форм собственности и превращения ее в надежный источник средств, обеспечивающий достойное существование работнику и его семье и рост инвестиционного потенциала населения.
Федерация профсоюзов РК считает, что приоритетными направлениями работы по регулированию проблем заработной платы в Казахстане должны стать:
– последовательное повышение минимального размера оплаты труда и приближение его к международным стандартам;
– совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы;
– развитие системы регулирования заработной платы на основе коллективных договоров и отраслевых соглашений;
– системное социальное партнерство и устранение на этой основе неоправданно высоких дифференциаций в оплате труда по категориям работников отраслям и территориям;
– создание правовых, экономических и организационных условии, обеспечивающих своевременную и в полном объеме выплату заработной платы;
– формирование концепции государственной политики по содействию повышению производительности труда совершенствованию нормирования труда на предприятиях и в организациях реального сектора экономики.
Учитывая изложенное, Федерации профсоюзов РК удалось включить вопросы, связанные с проведением консультаций по вопросам ратификации Казахстаном Конвенции МОТ №131, повышения размера минимальной заработной платы и их ежегодной индексации в Генеральное на 2021-2023 годы. В настоящее время, социальными партнерами утвержден план работы и состав рабочей группы по проведению консультаций по вопросам ратификации Конвенции, по вопросам ежегодной индексации заработной платы, дорожная карта по рассмотрению вопроса повышения размера минимальной заработной платы. В целом ситуация в социально-трудовой сфере в республике требует незамедлительного поворота в сторону Человека труда.