В семье Оспановых все мужчины – горняки, и отец и сыновья. Одна из крепких династий Донского ГОКа, филиала АО «ТНК «Казхром», входящего в ERG, показывает потрясающее единство, как в работе – все в лучшем виде, так и в любом другом деле. На встречу они приходят практически одновременно, хотя едут из совершенно разных мест.
Глядя на них, понимаешь – в этой семье секретов друг от друга нет, единодушие полное. Одинаково спокойно и уверенно они отвечают на вопросы, рассказывают о себе и с гордостью смотрят на отца. Начало горняцкому пути Оспановых дал именно Базарбай Оспанов, отец. После армии он прямиком отправился на шахту «Молодежная», устраиваться на работу.
– Тогда шахтеры гремели на всю страну, – вспоминает Базарбай Изтаевич. – Профессия была популярная, шахта новая, я подумал – почему бы и нет. И вот, уже 35 лет в одном цехе работаю, правда, на разных позициях.
Начав с дозаторщика, который управляет погрузкой руды в скипы, которые далее направляются на-гора, работал и на поверхности, на пилораме, готовил материалы для шахты, был путейцем в шахте, а сейчас заведующий складом взрывчатых материалов. Сыновья выбрали ту же сферу, причем все трое.
– Дети с детства слышали разговоры о работе, – продолжает Базарбай Оспанов. – Конечно, интересовались, я не скрывал, что работа тяжелая на шахте, но чувство гордости за свой труд у меня было всегда.
Некоторое время в одном цехе с мужем трудилась и Улболсын Утетлеуовна, супруга Базарбая Изтаевича.
– Вот и получается, я рос в семье горняков, – улыбается старший сын Арыстан Оспанов. – И мы часто за ужином слышали разговоры родителей, они были оба на одной волне совершенно. Такой слаженный тандем, и это всегда получалось интересно. Причем никогда мы с братьями не слышали негатива, чего-то отрицательного. Думаю, на наш итоговый выбор профессии это тоже повлияло.
Ничего плохого о своей работе не говорил старший Оспанов даже в сложные, переломные девяностые годы, когда лихорадило все производства. И надо было действительно любить то, что делаешь, чтобы не сорваться в таких обстоятельствах куда-то еще.
– Да, сложно было, – признает Базарбай Изтаевич. – Но мы как-то находили позитив. Вот сейчас вспоминать если то время, ведь не только сложности вспоминаются, но и что-то забавное. Помню, на восьмое марта мы девчатам подарили… спички вместо цветов. Потому что другого просто не могли. А спички, между прочим, были в дефиците. Мысли уйти не было – коллектив у нас отличный, без преувеличения, команда крепкая, надежная.
Сейчас сыновья в чем-то советуются с отцом, а порой он обращается к молодым с вопросами. Хотя свое мнение здесь никто не навязывает – просто так не принято, невежливо. Нужно будет – спроси, ответят.
Старший, Арыстан, главный инженер проекта службы управления проектами, работать начинал в шахте имени 10-летия независимости Казахстана, был главным инженером и руководителем цеха. Средний сын, Саламат, проходчик, а самый младший, Азамат, исполняет обязанности горного мастера в шахтостроительном цехе. Никто из них не предполагал, что получится по-другому. Правда, Азамат в школе планировал стать переводчиком, но к поступлению в вуз передумал.
– Решил, что переводчиком я итак смогу быть, язык выучить, а производственная профессия никогда не помешает, – говорит он.
– А я в детстве увидел работу отца лично, – добавляет Арыстан. – В те времена еще не было постов охраны, так что однажды я приехал с ним на промплощадку. Вниз меня, понятное дело, никто не пустил бы. Но и на поверхности было достаточно интересного – меня очень впечатлили шахтные копры, пилорама, металлическая крепь… Тогда-то я и решил: буду горняком. Первый спуск в шахту тоже поразил – в руддворе стояла техника: лебедки, электровозы, погрузочные машины, я был впечатлен тем, как все это выглядит и тем, что как все это работает и между прочим в сложных условиях.
После старшего брата учиться горняцкой профессии стал и Саламат. Разговоров о работе за семейным столом становилось все больше. Младший брат обучался уже за счет компании, с самой большой стипендией на курсе. Учился хорошо, мотивация была достаточна.
– Компания много вкладывает в развитие своих молодых специалистов, – подчеркивает Азамат. – Я не мог подвести. Развитие – та самая ценность, что мне ближе всего (в ERG пять корпоративных ценностей: развитие, единство, безопасность, ответственность, эффективность – авт.)
Ну, а ценности этой семьи – сплоченность и единство. А еще доброжелательность и целеустремленность. Каждые выходные сыновья приезжают к родителям и за долгими разговорами за общим дастарханом, конечно, часть времени отдается любимой работе. А как иначе – общих тем здесь очень много.
– Знаете, горняки – это самая мужественная, наверное, профессия, – говорит Арыстан. – Так как далеко не каждый смог бы даже просто находиться под землей. Кто-то ведь опасается даже спуститься в шахту. Меня это мужество удивляло поначалу. А потом, оказывается, привыкаешь…
Сейчас на ДГОКе работают семеро представителей этой династии. Подрастают три внука и две внучки, они пока еще не знают, кем станут в будущем, но точно – хорошими людьми и отличными специалистами. Потому что перед глазами есть лучший пример.