РЕКОМЕНДАЦИИ
Международной научно–практической конференции:
«Разрешение коллективных трудовых споров. Опыт и перспективы»,
посвященной 110- летию образования профсоюзов Казахстана
Трудовые конфликты как разновидность социальных конфликтов, неотрывно сопровождаются рыночными экономическими отношениями и несут в себе многообразные социальные и экономические последствия. Противоречия между наёмными работниками и работодателями неизбежны в силу противоположности их интересов.
Вместе с тем, при законодательном регулировании коллективных трудовых споров, соблюдении принципов социального партнёрства и диалоге между работниками и работодателями, негативные последствия социально-трудовых конфликтов могут быть снижены. Объективный мониторинг социально-трудовой обстановки, своевременное выявление назревающих конфликтов, профессиональное сопровождение переговорных процессов, поиск и достижение компромиссов за столом переговоров – важные и эффективные инструменты которые должны быть подкреплены прочной законодательной базой, организационными решениями, мероприятиями, научными исследованиями. Передовой опыт по снижению негативных последствий социально-трудовых конфликтов, накопленный за рубежом, в том числе на уровне международных организаций, должен найти более широкое применение в практике.
Изучив и проанализировав состояние рассматриваемой темы и обмениваясь мнениями участники международной научно-практической конференции рекомендуют всем сторонам социального партнёрства:
1.1. Широко освещать результаты рассмотрения вопросов по регулированию коллективно-трудовых споров в средствах массовой информации, проводить выездные заседания соответствующих комиссий, привлекая объединения работодателей к участию в их работе;
1.2. Расширить взаимодействие и активизировать сотрудничество с другими странами для обмена мнениями и опытом работ, взаимопомощи и координации действии на международном уровне;
1.3. Объединениям работодателей прогнозировать причины возникаемых социально-трудовых конфликтов и выработать план действий по минимизации потерь и убытков от забастовок;
1.4. Государственным органам и республиканским трёхсторонним комиссиям в рамках их компетенции инициировать предложения по законодательному закреплению социально-ориентированной деятельности объединений работодателей;
1.5. Сторонам социального партнёрства:
- рассмотреть вопрос о создании центров по изучению социально-трудовых конфликтов на основе трёхстороннего участия в областях республики, где наиболее часто происходят социально-трудовые конфликты;
- осуществлять контроль за исполнением соглашений и коллективных договоров;
- на постоянной основе проводить мониторинг социальной напряженности и рисков возникновения трудовых конфликтов, соблюдения норм трудового законодательства;
- проводить совместные семинары по разъяснению основ трудового законодательства, обучающие тренинги по развитию навыков умения вести переговоры и достижению консенсуса в трудовых конфликтах;
- активно применять инструменты медиацию, при разрешении коллективных трудовых споров;
1.6. В системе высшего профессионального образования продолжить работу по совершенствованию образовательных программ подготовки конфликтологов на уровнях бакалавриата и магистратуры;
1.7. Организациям профессиональных союзов рекомендуется проводить обучение и переподготовку актива в области социально-трудовой конфликтологии, приёмам ведения переговоров и управления конфликтами с целью снижения напряжённости на ранних стадиях его возникновения.
1.8. Государственным органам:
- проводить детальный анализ влияния принимаемых решений на социально-трудовую сферу, предусматривая необходимые меры, направленные на предотвращение социально-трудовых конфликтов;
- продолжить формирование законодательной базы социального партнёрства посредством совершенствования трудового законодательства;
- проводить консультации по разработке согласованных предложений по основным принципам системы оплаты труда в отраслях экономики;
- рассмотреть возможность принятие единой методики определения минимального стандарта оплаты труда и расчета повышающего отраслевого коэффициента для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда соответствующей отрасли.
1.9. Осуществить практические шаги по развитию методов мониторинга, построенных на применении современных информационных технологий, позволяющих получать актуальную и достоверную информацию в режиме реального времени и в форме целевого управления социальными процессами.
2. Предусматривать возможность использования профсоюзами и работодателями, государственными, правоохранительными органами, учёными и исследователями в организациях и на предприятиях результатов мониторинга, которые должны быть общедоступными и практически ориентированными;
2.1. Рассматривать текущее состояние социально-трудовой обстановки и аналитические материалы мониторинга на заседаниях трёхсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений с целью выработки мер по выявлению причин осложнения социально-трудовых отношений;
2.2. Учёным, исследователям и специалистам в сфере социально-трудовых отношений проводить работу по формированию единой терминологической базы социально-трудовой конфликтологии, исключающей двойное и неопределённое толкование применяемых терминов;
2.3. Объединениям работодателей периодически рассматривать положение дел в отраслях и на предприятиях с целью снижения социального напряжения, а также организации и поддержания открытого диалога с органами власти и организациями работников.
Участники Международной научно-практической конференции «Разрешение коллективных трудовых споров. Опыт и перспективы», состоявшейся 9 июня 2015 года в городе Астане, призывают все стороны социального партнёрства, учёных, экспертов и практиков в сфере урегулирования социально-трудовых конфликтов, работников и работодателей к открытому и равноправному диалогу, нацеленному на поддержание экономической стабильности общества, предотвращение социальных столкновений и эффективное урегулирование противоречий в трудовых конфликтах.