«Партнёрство в сфере занятости молодёжи в СНГ»

Начала свою работу конференция, посвящённая запуску проекта МОТ «Партнёрство в сфере занятости молодёжи в СНГ», фаза II в г. Турин, Италия.

Сегодня рассматривались тенденции в сфере занятости. Приведем некоторые цифры из выступлений представителей МОТ.
К 2030 году от 75 до 375 млн человек могут поменять профессию. В 2017 году доля молодежи в общей численности безработных в мире оценивается более чем в 35 процентов. Это огромный ресурс для экономики.
Число не имеющих работы молодых людей в 2017 году оценивается в 70,9 млн человек, и это существенно меньше, чем в пик кризиса, пришедшийся на 2009 год, когда этот показатель составил 76,7 миллиона. Но в 2018 году, как ожидается, число молодых безработных вырастет на 200 тысяч и достигнет 71,1 млн.

В мировом плане заметный рост уровня безработицы среди молодежи в период с 2002 по 2016 год наблюдался в Северной Африке, арабских странах, Латинской Америке и странах Карибского бассейна. В то же время улучшилась ситуация на рынках труда молодежи в Европе, Северной Америке и Африке к югу от Сахары. Общий экономический рост по-прежнему не влечет за собой роста занятости, а экономическая нестабильность угрожает свести на нет позитивные результаты в области занятости молодежи. За последнее десятилетие практически не изменилось соотношение показателей безработицы среди молодежи и взрослого населения, что лишний раз свидетельствует о том, насколько укоренилось на рынке труда крайнее неравноправие молодежи.

Особо отмечается сохраняющееся на рынке труда уязвимое положение молодых женщин. В 2017 году уровень участия молодых женщин в составе мировой рабочей силы на 16,6 процентных пункта уступает аналогичному показателю для молодых мужчин. Уровень безработицы среди молодых женщин при этом значительно выше, чем среди молодых мужчин, а гендерный разрыв среди молодежи, которая не работает, не учится и не приобретает профессиональных навыков, еще шире. Среди женщин такая молодежь составляет 34,4 процента, среди мужчин – 9,8 процента.

По состоянию на 2017 год, 39 процентов молодых работников в развивающихся странах и странах с формирующимся рынком, или 160,8 млн молодых людей, живут в условиях умеренной или крайней бедности, то есть менее чем на 3,10 долларов США в день. Более чем двое из пятерых молодых людей в составе современной рабочей силы либо не имеют работы, либо трудятся, но живут в бедности. Поразительно, но такова реальность, с которой сталкивается общество повсюду в мире.

Для многих таких молодых людей сегодняшний и завтрашний день связан с неформальной экономикой. Каждый из четверых работающих молодых женщин и мужчин в мире, трое трудятся в условиях неформальной занятости, в то время как среди взрослых – трое из пятерых. В развивающихся странах этот показатель возрастает до 19 из 20 молодых женщин и мужчин.

Основные тенденции в сфере занятости молодёжи: безработица среди молодёжи имеет хронический характер; нехватка достойного рабочего места для молодёжи. Проблема безработицы среди молодежи, таким образом, не сводится только к созданию рабочих мест, но также и прежде всего к обеспечению молодым людям качественной и достойной занятости.

Все больше молодых людей, ищущих работу, и молодых предпринимателей обращаются к интернету, то есть туда, где бизнес делается на сетевых платформах или «на заказ». Там можно найти разнообразные новые формы занятости вроде так называемого краудворкинга, которые отличаются гибкостью и расширяют возможности заработка. В то же время они связаны с существенными рисками, включая низкий уровень доходов, отсутствие гарантии постоянной занятости, стабильного дохода, доступа к связанным с работой пособиям и льготам.

Трудовую жизнь многие молодые люди начинают с работы на условиях временной занятости, сознавая при этом, что стабильной занятости могут никогда и не дождаться. В развитых странах и странах с формирующимся рынком шансов получить стабильную работу на приемлемых условиях у них больше, чем в развивающихся странах. Важнейшее значение имеют дальнейшие вложения в качественное образование и профессиональное обучение: чем дольше молодой человек учится, тем меньше времени займет его переход к трудовой деятельности.