Достойный труд – фактор устойчивого развития страны

13 ноября 2019 года в г.Алматы состоялся круглый стол на тему «Трудовые споры, причины их возникновения, меры, направленные на их сокращение и предупреждение». В работе круглого стола приняли участие видные ученые, эксперты в сфере трудового законодательства, представители государственных органов и профсоюзные активисты Алматы. Состоялся конструктивный диалог между спикерами и участниками встречи, обмен опытом в разрешении трудовых споров между работником и работодателем, в повышении правовой грамотности профсоюзного актива. Выступающие поделились информацией, как избежать трудовых конфликтов, урегулировать возникшие разногласия или вовсе не допустить такой ситуации, как прогнозировать конфликты.

Организатором круглого стола выступило Территориальное объединение профсоюзов г. Алматы, которое на протяжении последних нескольких лет последовательно проводит работу по совершенствованию социально-трудовых отношений. И сегодня можно с уверенностью сказать, что ситуация в этом плане значительно улучшилась.

Модератор обсуждения – Председатель ТОП Алматы Зауреш Умирбаева. В своем выступлении она отметила, что «споры и разногласия – это вовсе не негативное и отрицательное явление, это возможность изменений и прогресса, саморазвития и трансформации. Предотвращение отрицательных последствий и возможность сохранения и развития взаимоотношений в будущем – является целью новых альтернативных методов урегулирования споров, таких как медиация и примирительные процедуры. Уверена, что сегодня общими усилиями можно преодолеть проблемы в социально-трудовых отношениях. Для этого необходима честная и открытая готовность власти и бизнеса решать имеющиеся проблемы путем переговоров с профсоюзами в рамках социального партнерства. Необходимо, чтобы в стране утвердилось понимание важности преодоления социальных проблем».

– В стране давно назрела необходимость в расширении полномочий профсоюзов на законодательном уровне, по осуществлению контроля за соблюдением прав работников, в том числе в области локального правового регулирования, – уточнила Зауреш Умирбаева.

Почетным гостем круглого стола стал Доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Академии социальных наук Республики Казахстан, академик Международной экономической академии «Евразия», издавший более 20 учебников, в том числе по трудовому праву Казахстана Виталий Николаевич Уваров. Свое выступление она начал с доклада о трудовом законодательстве.

– Я всегда говорил, что трудовое законодательство должно быть стабильным, оно не должно без конца меняться! Тогда не будет никаких рисков в возникновении трудовых споров объективного характера, поскольку будут исключены разночтения закона. Хотя, конечно, субъективные разногласия будут всегда, – говорит профессор Уваров. И вот здесь мы начинаем искать причины в сложившейся ситуации, их истоки.

– Необходима организация работы по мониторингу трудового законодательства, поток нормативных актов о труде захлестывает, Трудовой кодекс должен быть основным, а он обрастает ведомственными актами и получается, что межведомственные акты буквально растаскивают Трудовой кодекс. Трудовой кодекс является основным источником взаимоотношений работника и работодателя. Произошел разрыв между наукой и практикой применения Трудового кодекса. Сложилось ощущение, что последний Трудовой кодекс не проходил никакой юридической экспертизы, – подытожил он.

Надо отметить, что все присутствующие с особым вниманием слушали речь Уварова, поскольку в юридической среде он безусловный авторитет.

«Трудовой спор лучше предотвратить, чем разрешить» – уверена кандидат юридических наук, заведующая кафедрой Гражданско-правовых дисциплин Евразийской Юридической академии им Д.А. Кунаева, автор учебников по трудовому праву, практик ведения дел в судах всех уровней Республики Казахстан Омурчиева Эльвира Маратовна. По ее мнению, за последние годы наше общество сильно продвинулось в этом плане, успешно функционирует институт медиации, который уже показывает хорошие результаты.

Следующая участница круглого стола Эльмира Мустафанова, как раз является медиатором и практикующим юристом, она особо подчеркивает, что на практике причинами возникновения споров является правовая безграмотность всех сторон конфликта и нечетко прописанные нормы в трудовом законодательстве. – Я считаю, что нужно заниматься, прежде всего, профилактикой, а не устранением последствий. Мы должны научиться прогнозировать конфликты, уметь их урегулировать, если они встречаются, – считает Эльмира. А главное стратегическое решение – это создание такой системы налогообложения для начинающих предпринимателей, чтобы они могли не прятать свои доходы, а давать работникам реальную зарплату со всеми гарантиями. Закончила свое выступление словами Гая Райдера, генерального директора Международной организации труда – «Достойный труд способен избавить целые сообщества от бедности, он служит основой безопасности человека и социального мира… Это не просто цель – это фактор устойчивого развития». Когда труд наших работников станет достойным, тогда мы сможем забыть о разногласиях на работе.

Трудовые конфликты, как разновидность социальных конфликтов несут в себе многообразные социальные и экономические последствия. Противоречия между наемными работниками и работодателями неизбежны в силу противоположности интересов, – считает Данияр Алкебайулы заместитель руководителя управления социального благосостояния г. Алматы. Поэтому для профилактики, предупреждения и пресечения нарушений прав работников проводится работа информационно – имиджевого характера. С начала года государственными инспекторами труда проведено 120 семинаров – совещаний по разъяснению норм Трудового кодекса, организовано 38 выступлений в СМИ.

В своем выступлении медиатор РОО «Международный правозащитный центр» Асем Наурызбаева вновь подняла проблему создания согласительных комиссий в малых организациях и предприятиях, особенно где нет профсоюзных организаций. Где идет подмена понятий согласительных комиссий и комиссии являются уязвимыми и зависимыми от работодателей. Она отметила, что такие дискуссии полезны, способствуют повышению правовой грамотности.

По итогам круглого стола участники озвучили свои рекомендации для предоставления их в Федерацию профсоюзов РК для дальнейшего изменения трудового законодательства.

Заслушав выступления, обсуждения и прения участники круглого стола считают целесообразным предложить на обсуждение, утверждение и представление в государственные органы РЕКОМЕНДАЦИИ, которые следует учесть в сфере законотворчества:

1) Для создания стабильных трудовых отношений необходимо обеспечить стабильное трудовое законодательство.
2) Усилить научную экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, активно привлекать в обсуждение ученых, экспертов.
3) Обеспечить повышение правовой грамотности, правовое воспитание и образование по всем категориям граждан, и работодателей и работников.
4) Расширить в законодательном порядке полномочия профсоюзов по осуществлению контроля за соблюдением трудовых прав работников, в том числе в области локального правового регулирования.
5) Председателям филиалов отраслевых и локальных профсоюзов активизировать работу по проведению обучающих семинаров по трудовому законодательству для председателей первичных профсоюзных организаций.
6) Обеспечить законодательное закрепление в Трудовом кодексе РК детального механизма обязательного заключения коллективных договоров во всех организациях и предприятиях независимо от форм собственности.
7) Ввести в практику постоянное рассмотрение на региональной трехсторонней комиссии по социальному партнерству вопросов заключения коллективных договоров на предприятиях города.
Наличие на предприятиях коллективного договора и качественное его исполнение является залогом стабильности в трудовом коллективе и главным инструментом защиты трудовых прав работников.
8) Считаем необходимым внесение дополнений в ТК РК касательно рассмотрения индивидуальных трудовых споров на уровне субъектов малого предпринимательства. Согласно п.1 ст.159 ТК РК, общие правила, связанные с разрешением трудовых споров прямо не распространяются на субъекты малого предпринимательства и руководителей исполнительного органа юридического лиц. Тогда как большая часть субъектов предпринимательской деятельности является субъектами малого предпринимательства. Необходимо внести дополнение – установив, что в случаях превышения количества работников более 10 человек создание Согласительной комиссии являются обязательным.
9) Усиление досудебного и внесудебного рассмотрения дел, усиление роли медиации.
10) Внести изменения и дополнения в трудовое законодательство Республики Казахстан о защите прав работников при использовании заемного труда.

В последние годы широко используют такую форму занятости как аутстаффинг (заемный труд) – сдача в наем персонала. Но при отсутствии законодательного регулирования заемного труда в стране, данная форма занятости приводит к грубым нарушениям трудовых прав работников.

В настоящее время труд заемных работников оплачивается зачастую ниже чем штатным работникам принимающей стороны, на них не могут распространяться действия коллективных договоров при несчастных случаях на производстве, такие работники и вовсе остаются без защиты и права на возмещение причиненного вреда их здоровью и жизни.

Практика использования заемного труда показывает, что пользователи заемной рабочей силы избегают предписанных трудовым законодательством обязанностей в отношении этих работников, так как юридически они не являются работодателем для заемных работников (работодателем является компания, сдавшая в наем персонал).

Решение данного вопроса в целом скажется на социальном самочувствии и снижения напряжения в коллективах

11) Согласно п.п.3) п.5 ст.153 ТК РК, в Отраслевых соглашениях должны содержаться соответствующие положения о предупреждении и предотвращении социально-трудовых конфликтов и забастовок. Согласно п.п.7) указанной статьи в Отраслевых соглашениях должны быть предусмотрены положения о порядке формирования и деятельности Совета по вопросам предупреждения и разрешения коллективных трудовых споров,
12) Согласно п.6 ст.153 ТК РК в Региональных соглашениях, должны содержаться соответствующие положения, касающиеся развитии социального партнерства и диалога, предупреждения и предотвращения социально-трудовых конфликтов и забастовок, содействия работодателям и представителям работников в урегулировании трудовых споров, формирования Совета по вопросам предупреждения и разрешения коллективных трудовых споров.

13) Дополнить законодательство Республики Казахстан положениями, касающимися статусных позиций Государственной инспекции труда в соответствии с Конвенцией МОТ №81 от 11.07.1947 года «Об инспекции труда в промышленности и торговле».

14) Предлагаем исключить из Трудового Кодекса РК требование о согласовании с работодателем регламента проведения собраний (конференций) работников, места, времени и количества участников собрания, заменив на уведомление работодателя. Так как это норма делает невозможным проведение на ранней стадии простого собрания (не забастовки) работников по выдвижению требований.

15) МОТ, отмечающая столетие своего образования, обратилась к правительствам государств мира с призывом ратифицировать в 2019 году как минимум по одной конвенции.

Казахстан на сегодня ратифицировал 24 из 189 действующих конвенций МОТ, в том числе все 8 основополагающих.

Федерацией профсоюзов РК направлены предложения в Правительство РК о принятии мер по присоединению к пяти конвенциям МОТ:
– Конвенция 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»;
– Конвенция 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран»;
– Конвенция 154 «О содействии коллективным переговорам»;
– Конвенция 175 «О работе на условиях неполного рабочего времени»;
– Конвенция 184 «О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве».

Считаем, что в настоящее время созданы все условия для присоединения Республики Казахстан к Конвенции МОТ № 102 от 28.06.1952 года «О минимальных нормах социального обеспечения».

Данная Конвенция является базовой в области социальной защиты населения. Она устанавливает обязательные стандарты в области медицинского обслуживания, выплат по болезни, пособий по безработице, по старости, в случаях производственного травматизма, по инвалидности и по случаю потери кормильца, по беременности и родам, а также семейного пособия. Данный документ закрепляет соотношение между средним размером пенсии и средней заработной платой, устанавливает обязательное условие достойного уровня жизни, определяет социальные риски и минимальные требования по денежным выплатам, объему предоставляемых услуг и продолжительности обеспечения.