МОТ: Потери рабочего времени и рабочих мест из-за COVID-19 носят катастрофический характер

Пандемия COVID-19 катастрофически сказывается на количестве рабочего времени и уровне заработков по всему миру. В последнем докладе МОТ выделены некоторые из наиболее пострадавших секторов и предложены практические шаги, способные смягчить последствия кризиса.

ЖЕНЕВА (Новости МОТ). Согласно прогнозам, во втором квартале 2020 года кризис, связанный с пандемией COVID-19 , приведет к сокращению на 6,7 процента общемирового объема рабочего времени, что эквивалентно полному рабочему времени 195 миллионов работников.

Значительные сокращения рабочего времени ожидаются в арабских странах (8,1 процента, или полное рабочее время 5 млн работников), Европе (7,8 процента, или полное рабочее время 12 млн работников), Азиатско-Тихоокеанском регионе (7,2 процента, или полное рабочее время 125 млн работников).

Серьезные потери понесут группы стран с самыми разными уровнями доходов, но в наибольшей степени это относится к странам с уровнем доходов выше среднего (7,0 процента, или полное рабочее время 100 млн работников). Это намного превышает по масштабам последствия финансового кризиса 2008-09 годов.

Наибольшему риску подвергаются такие сектора, как гостиничный бизнес, общественное питание, обрабатывающая промышленность, розничная торговля, коммерческая и административная деятельность.

Темпы роста мировой безработицы в 2020 году во многом будут зависеть от дальнейшего развития событий и ответных политических мер. Есть большая вероятность того, что на конец года этот показатель окажется существенно выше изначально спрогнозированных МОТ 25 миллионов.

Как в развитых, так и в развивающихся странах работники и предприятия оказались перед лицом катастрофы… Мы должны действовать быстро, решительно и все вместе. От того, насколько безошибочной и оперативной будет наша реакция, зависит, выживем мы или потерпим крах.”

Гай Райдер, Генеральный директор МОТ

В настоящее время полное или частичное прекращение работы затронуло 81 процент мировой рабочей силы, составляющей 3,3 млрд человек, то есть больше чем четверых из каждых пяти работников.

«Как в развитых, так и в развивающихся странах работники и предприятия оказались перед лицом катастрофы, – заявил Генеральный директор МОТ Гай Райдер. – Мы должны действовать быстро, решительно и все вместе. От того, насколько безошибочной и оперативной будет наша реакция, зависит, выживем мы или потерпим крах».

Во втором выпуске бюллетеня «Монитор МОТ: COVID-19 и сфера труда» (ILO Monitor 2nd edition: COVID-19 and the world of work)  , где пандемия COVID-19 названа «крупнейшим глобальным кризисом со времен Второй мировой войны», приводятся новые данные в развитие  исследовательской записки МОТ, опубликованной 18 марта. Обновленная версия включает информацию о последствиях пандемии по секторам и регионам.

Согласно новому исследованию, в секторах, где наиболее высок риск «резкого и разрушительного» роста количества увольнений, снижения оплаты труда и сокращения рабочего времени, насчитывается 1,25 млрд работников. Многие из них заняты низкооплачиваемым неквалифицированным трудом, и для них внезапная потеря дохода станет катастрофой.

По регионам пропорция работников, занятых в таких «секторах риска», варьируется от 43 процентов на Американском континенте до 26 процентов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В ряде регионов, в частности в Африке, широко распространена неформальная занятость, что в сочетании с отсутствием социальной защиты, высокой платностью населения и скудными ресурсами создает для правительств серьезные проблемы в области здравоохранения и экономики, отмечается в докладе.

В общемировых масштабах особому риску подвергаются два миллиарда человек, работающих в неформальной экономике (в основном в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах).

В этих условиях, говорится в исследовании, необходимы широкомасштабные, согласованные политические меры по четырем основным направлениям: поддержка предприятий, занятости и доходов; стимулирование экономики и занятости; защита работников на рабочих местах; поиск решений за счет социального диалога между  правительствами, работниками и работодателями.

«Международное сотрудничество подвергается самому серьезному испытанию более чем за 75 лет, – подчеркнул Гай Райдер. – Неудача любой страны станет нашей общей неудачей. Нам необходимо найти решения, которые благотворно скажутся на всех сегментах мирового сообщества, и прежде всего на тех, кто наиболее уязвим или менее способен помочь самим себе. Решения, которые мы сегодня принимаем, непосредственно скажутся на том, как будет развиваться нынешний кризис, а значит, и на жизни миллиардов людей. Если мы примем верные меры, мы сможем смягчить его последствия и быстрее залечить нанесенные им раны. И восстановить разрушенное нам необходимо так, чтобы будущий порядок был более надежным, справедливым и устойчивым, чем тот, при котором был допущен этот кризис».