Федерация профсоюзов призывает все республиканские объединения профсоюзов совместно выработать консолидированные позиции по проекту нового Генерального соглашения

Дорогие друзья!

В этом году завершается исполнение действующего Генерального соглашения между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и республиканскими объединениями работодателей на 2018-2020 годы, поэтому Федерация профсоюзов с марта начала работу над новым генеральным соглашением.
Социальное партнерство в Казахстане стало важнейшей составляющей государственной политики, создана определенная законодательная база, обеспечивающая регулирование социально-трудовых отношений, на всех уровнях сформированы трех (двух) сторонние комиссии.
В настоящее время социально-трудовые отношения, помимо законодательных норм, регулируются нормами и положениями Генерального соглашения, 22 отраслевых и 16 региональных соглашений, более 125 тысяч коллективных договоров.
​Профсоюзы являются наиболее заинтересованной и последовательной стороной социального партнёрства, инициатором практически всех переговоров по заключению соглашений и коллективных договоров.
Сегодня коллективные договоры заключены на 98 процентах предприятий, в которых действуют первичные профсоюзные организации ФПРК. Мы считаем, что основным результатом всей деятельности профкома на предприятии является заключенный коллективный договор. В противном случае – первичная профсоюзная организация не выполнила свою основную задачу, и работник лишен возможности прибегнуть к коллективной защите своих прав.
В настоящее время наиболее актуальным становится вопрос не только о целесообразности заключения соглашений и коллективных договоров на предприятиях, но и об их качестве и эффективности всей переговорной работы профсоюзов. К сожалению, декларативность и размытость норм, в том числе и Генерального соглашения, отсутствие взаимосвязи между соглашениями разного уровня и коллективных договоров все еще имеют место. Мы твердо убеждены в том, что эту ситуацию нужно менять! То, что было не особо заметно в ситуации экономического роста, становится абсолютно неприемлемо в период экономического спада, падения доходов работников.
В кризисных условиях текущего года объективно возрастает роль системы социального партнерства, в рамках которой должны анализироваться причины и масштабы кризиса, вырабатываться предложения по сохранению и созданию новых рабочих мест, обеспечению гарантий в социально-трудовой сфере, повышению эффективности мер господдержки реального сектора экономики, возвращению на траекторию устойчивого экономического роста.
Вершиной всей системы социального партнерства и основополагающим документом республиканского уровня является Генеральное соглашение между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и республиканскими объединениями работодателей.
На данный момент Рабочей группой Федерации профсоюзов разработан проект концепции Генерального соглашения, с учетом предложений членских организаций. При подготовке проекта концепции за основу были взяты принципы достойного труда, сформулированных МОТ. В целом, проект концепции включает обширный круг вопросов, направленных на защиту социально-трудовых прав и интересов работников, на решение социально-значимых проблем общества.
Сегодня мы выносим проект концепции на публичное обсуждение. Проект направлен всем первичным профсоюзным организациям и локальным профсоюзам для проведения общественной экспертизы. Сейчас необходимо обсудить с членами профсоюзов, что нужно делать, а как это делать, через какие технологии, механизмы и инструменты будем решать на переговорах вместе с социальными партнерами. Мы будем широко освещать этапы и проблемы переговорной кампании на страницах профсоюзных изданий, в том числе в социальных сетях.
Следует подчеркнуть, что заключение нового Генерального соглашения происходит в беспрецедентно сложных экономических условиях. Поэтому очень важно всем сторонам социального партнерства включать в проект «реальные» нормы.
От имени Федерации профсоюзов обращаюсь к коллегам из других республиканских объединений профсоюзов с предложением совместно выработать единые консолидированные подходы в отстаивании основополагающих позиций, направленных на обеспечение защиты трудовых и экономических прав работников, гарантий в уровнях оплаты их труда.
Повышение эффективности нашей экономики через развитие трудового потенциала – это большая комплексная задача, которая требует тесного взаимодействия общества, бизнеса, государства и их готовности искать и находить баланс интересов. Надеюсь, что новое Генеральное соглашение будет опорной точкой такого баланса, а его выполнение всеми сторонами: и работодателями, и профсоюзами, и Правительством, – покажет пример надёжного социального партнёрства.
P.S. Еще несколько моментов, касательно развития социального партнерства в нашей стране.
Первое. Не вполне ясной остается ситуация с распространением действия на всех работодателей Генерального соглашения. На наш взгляд, этот правовой акт, аналогично Конституции Республики Казахстан, должен обладать высшей юридической силой среди других актов социального партнерства. Генеральное соглашение должно распространяться на органы государственной власти, органы местного самоуправления, все объединения работодателей, объединения профсоюзов и всех работников, чего, к сожалению, не наблюдается в настоящее время.
Такой же широкой должна быть сфера действия региональных соглашений. Их действие должно распространяться на всех работодателей, расположенных на соответствующей территории, и всех работников, работающих у этих работодателей.
Второе. Необходимо в ближайшие сроки ратифицировать конвенции МОТ № 154 “О коллективных переговорах”, № 131 “Об установлении минимальной заработной платы”, № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», которые будут способствовать выработке социальных стандартов трудовых прав казахстанских граждан и отстаиванию их через систему социального партнерства.
Третье. Требуется дальнейшее повышение статуса республиканской, отраслевых и региональных комиссий, в том числе путем принятия специального законодательного акта.