Глава Бюро МОТ: «Международные трудовые стандарты служат “компасом достойного труда” во время кризисов»

  С начала 2020 года важнейшим вопросом глобальной повестки дня стала ситуация с пандемией COVID-19. Антикризисные программы МОТ доказали свою актуальность в условиях кризиса и стали важной платформой для эффективной защиты интересов всех слоев населения.

О мерах защиты прав работников и роли профсоюзов в условиях кризиса в интервью рассказала директор Бюро МОТ по деятельности в интересах работников (ACTRAV) Мария Элена Андре.

 

– Какова роль профсоюзов в современном мире новых вызовов?

– Глобальная пандемия коронавируса (Covid-19) опустошила мир труда, нанеся огромные убытки экономике, рынкам труда и обществу во всем мире. В начале кризиса правительства быстро приняли строгие профилактические меры, чтобы ограничить распространение вируса. Подавляющее большинство стран закрыли границы, запретили публичные собрания, ограничили передвижение граждан и ввели ограничения, включая закрытие школ и предприятий. Различные введенные меры, в дополнение к местным и глобальным факторам, таким как падение цен на нефть, что очень важно для Казахстана и других стран-экспортеров нефти региона, привели к всплеску массовой безработицы и потере средств к существованию, росту уровня бедности и неравенства. Миллионы трудящихся в регионе, в основном те, кто находится на низших уровнях рынка труда, на нестабильных рабочих местах или в неформальной экономике, платят высокую цену и остаются в нищете. К числу наиболее пострадавших от кризиса относятся трудящиеся-женщины, молодые и пожилые работники, трудящиеся-мигранты и работники неформальной экономики, которые теряют работу и средства к существованию, не имея надлежащей социальной защиты. Они вынуждены идти на компромисс со своим основополагающим правом на безопасность и защиту труда, закрепленным в Международных трудовых стандартах или национальном трудовом законодательстве, чтобы получить любую работу, позволяющую прокормить их семьи. Ограничительные меры в регионе оказали огромное влияние на производственные отношения. В то время как большинство работников не могут поехать на свои рабочие места или выполнять работу, другие в освобожденных секторах экономики продолжали свою работу с помощью методов удаленной работы и новых условий труда. Эти новые условия труда оказывают серьезное влияние на доходы, здоровье и безопасность всех работников, в основном на неформально и нерегулярно занятых.

Эта новая ситуация, хотя и создает новый вызов для профсоюзного движения, тем не менее подчеркивает фундаментальную роль, которую оно может играть в защите всех трудящихся, особенно на рабочих местах, в условиях отсутствия эффективных пособий по безработице в существующих системах социального обеспечения и отсутствия альтернативных комплексных систем социальной защиты. В то время как некоторые регионы начали смягчать свои ограничительные меры, этот процесс все еще носит постепенный и предварительный характер, поскольку правительства пытаются сбалансировать экономические выгоды и риски для здоровья от отмены ограничений. Во всяком случае, для повторного открытия рабочих мест требуются правила охраны труда, процедуры и системы, которые обеспечивают основу для возвращения на работу. В центре этого процесса-социальный диалог и переговоры между работодателями и профсоюзами. Договоренности, которые просто навязываются работникам без консультаций и участия профсоюзов, создают дополнительный риск для трудящихся. Хорошая охрана труда и техника безопасности защищают работников, членов их семей и общественность. Организации трудящихся играют важную роль в этом отношении, будь то в процессе принятия решений и принятия политических мер в ответ на эпидемии и планы экономического восстановления или на уровне рабочих мест. Трудящиеся и их представители должны активно сотрудничать с работодателями, как в государственном, так и в частном секторах, в разработке и осуществлении профилактических и защитных мер. Организации трудящихся должны содействовать предупреждению и защите трудящихся путем предоставления обновленной информации и поощрения солидарности и недопущения дискриминации трудящихся.

Мы живем в беспрецедентное время кризиса. Но одно очевидно: профсоюзы должны укреплять социальный диалог, чтобы обеспечить прочное, устойчивое и инклюзивное восстановление, в котором никто не останется позади. Сильные, независимые, информированные и представительные профсоюзы, а также глобальная солидарность как никогда важны для достижения будущего, которого хотят профсоюзы.

 – Что Вы можете рассказать о результатах деятельности Бюро МОТ в период пандемии?

– ACTRAV всегда активно поддерживала организации трудящихся в решении наиболее насущных, а также долгосрочных институциональных проблем и задач по наращиванию потенциала, с которыми они сталкивались. Оно было еще более ускорено наряду с четырехкомпонентной политикой МОТ по преодолению социально-экономических последствий кризиса COVID-19. Прежде всего, была повышена осведомленность профсоюзов о том, как кризис влияет на рынок труда, и представлена информация о наиболее актуальных международных трудовых стандартах для преодоления социально-экономических последствий пандемии, поскольку Международные трудовые стандарты всегда служили “компасом достойного труда” во время кризисов. За этими первыми шагами последовала серия вебинаров, посвященных роли профсоюзов в обеспечении безопасности и охраны здоровья фронтовых рабочих, разработке новых условий труда, защите конкретных категорий работников, недопущению дискриминации, социальному обеспечению и защите занятости, а также ряд онлайн-тренингов для профсоюзных лидеров и их сотрудников с целью обеспечения их эффективного взаимодействия с правительствами и работодателями по вопросам занятости, социальной защиты, защиты заработной платы, охраны труда и конкретных политических мер, которые могут быть использованы для поддержки ориентированного на человека подхода к управлению кризисом и усилиям по восстановлению. Были даны рекомендации по защите конкретных категорий работников (молодежь, женщины, работники неформального сектора экономики, домашние работники, трудящиеся-мигранты, моряки и т.д.), которые чрезвычайно уязвимы к последствиям кризиса. Многим профсоюзным федерациям и их членским организациям была оказана помощь в получении доступа к качественному интернет-сервису и проведена подготовка по использованию коммуникационных платформ интернета. В результате мы стали свидетелями того, как более компетентные представители профсоюзов за столом переговоров достигли новых трехсторонних и двусторонних отраслевых соглашений, продлевающих больничные листы работников, пострадавших от COVID-19, корректирующих правила и протоколы охраны труда, защищающие работников на рабочих местах, предотвращающих распространение вируса, объявляющих моратории на увольнения, чтобы сохранить квалифицированную рабочую силу для обеспечения быстрого восстановления после COVID. Более того, мы наблюдали успешные случаи корректировки трудового законодательства, привнося элементы достойного труда в правила удаленной работы, а также принятие политических мер, которые позволили самозанятым и работникам неформальной экономики получить доступ к государственным фондам, предназначенным для компенсации потерянного дохода. В некоторых случаях ACTRAV способствовала профсоюзному анализу последствий правительственной политики, и сделанные выводы создали пространство для возобновления политического диалога и содействия принятию более благоприятных для работников решений.

Очевидно также, что, воодушевленные политическими советами и экспертной поддержкой ACTRAV, все больше и больше профсоюзных федераций вовлекаются во внутренние дебаты о преобразовательных действиях в отношении будущего своих профсоюзов. В рамках этих обсуждений некоторые из них уже приняли новые стратегии и внесли соответствующие поправки в свои уставы и положения. В результате все больше работников с нестандартной занятостью, сезонных рабочих и работников в платформенной экономике получили профсоюзную защиту, услуги и представительство во время продолжающихся кризисов COVID-19. ACTRAV будет продолжать укреплять потенциал и обеспечивать организации трудящихся необходимыми знаниями и навыками, в том числе путем распространения образовательных и информационных материалов, расширения масштабов и тиражирования передовой практики, извлеченных уроков и т.д.

– В отчете МОТ «Глобальный анализ тенденций поведения профсоюзов период пандемии COVID-19» отмечены меры по укреплению потенциала прав работников в условиях кризиса. Расскажите подробнее о наиболее эффективных механизмах.

 

– Результаты анализа глобальных тенденций основаны на анализе региональных тенденций ответов профсоюзов на COVID-19. Они отражают информацию, предоставленную национальными профсоюзами специалистам ACTRAV в региональных отделениях МОТ, информацию, имеющуюся в Информационном центре МОТ COVID-19, а также информацию из других источников, таких как национальные и международные профсоюзные организации. Прежде всего профсоюзы требовали диалога с политиками и работодателями. Анализ показывает, что они были достаточно успешны в этом, поскольку 108 из 133 стран, или 81 процент, использовали различные форматы социального диалога для достижения соглашения о целевых мерах по защите работников и предприятий. По крайней мере, одна форма социального диалога – трехсторонняя, двусторонняя или обе-использовалась в 84 процентах стран вашего региона- в Европе и Центральной Азии. Почти такой же уровень применения механизмов социального диалога наблюдается в азиатских странах – 88%, при относительно более низком уровне в Африке (77%) и Америке (76%).

Целенаправленные действия профсоюзов в отношении своих членов/работников включали создание чрезвычайных фондов, информационно-просветительские кампании, учебные программы и услуги по подбору персонала на рынке труда, юридические консультации, распределение продовольственных посылок и средств индивидуальной защиты, а в некоторых случаях признание COVID-19 производственной травмой.

Некоторые профсоюзы рассматривали кризис как возможность повысить осведомленность и охватить работников неформальной экономики и начали успешные кампании по членству. Другие же разрабатывали новаторские способы организования и охвата членов, профсоюзов или организовывали гуманитарные акции, чтобы оставаться актуальными.

 

– В отчете серьезный акцент сделан на укрепление социального диалога. Какая форма социального партнерства, на Ваш взгляд, выступает наиболее действенной?

– Как уже упоминалось, во всем мире профсоюзы используют все формы социального диалога для оказания влияния на политику на национальном, отраслевом и предпринимательском уровнях в целях смягчения негативных последствий пандемии для работников и их семей. Использование различных форматов варьировалось от региона к региону. Например, трехсторонний диалог между правительствами, профсоюзами и организациями работодателей состоялся в 79 из 133 стран (59%). Когда профсоюзы участвовали в политических дискуссиях, наиболее частыми темами переговоров были меры социальной защиты и занятости, а также обязательства по производственным отношениям в духе сотрудничества, а также фискальные меры и меры по охране труда. Двусторонний диалог между работодателями и профсоюзами был чуть более популярен, о чем сообщалось в 82 из 133 стран (62%). Работодатели и работники часто выражали аналогичную беспокойство по поводу адекватности принятых мер и отсутствия необходимых поставок на рынке (например, Средства Индивидуальной Защиты). В некоторых случаях они представляли правительствам совместные заявления, предложения или просьбы. Они также осуществляли усиленные меры по охране труда или предоставляли дополнительные льготы отдельным категориям работников. В некоторых случаях они подписывали Меморандумы о взаимопонимании или Соглашения о сотрудничестве, обязывающиеся предотвращать коллективные увольнения и укреплять гарантии занятости. Двустороннее взаимодействие между правительствами и профсоюзами осуществлялось в 46 из 133 стран и на одной территории (34%). Обсуждаемые темы включали поправки к существующему законодательству во время кризиса COVID-19, пособия по сокращению штатов и пособия по безработице для работников, которые потеряли работу, поддержку доходов самозанятых работников и нуждающихся лиц, дополнительные льготы для медицинских работников, а также необходимые меры безопасности и охраны здоровья работников. Хотя цифры показывают довольно высокие показатели социального диалога во всем мире, давайте не будем заблуждаться относительно качества и эффективности взаимодействия социальных партнеров. Несмотря на то, что профсоюзы в целом поддержали ответные меры правительств на COVID-19 и продемонстрировали поддержку в обеспечении соблюдения требований трудящихся, во многих случаях было выражено недовольство о недостаточной эффективности механизмов социального диалога, отсутствием участия профсоюзов в процессах принятия решений и отсутствием ясности в отношении принятых мер.

 

– Как вы оцениваете действия профсоюзов (в том числе Федерации Республики Казахстан) по защите прав работников в период пандемии?

– Профсоюзы во всем мире проделали и продолжают выполнять выдающуюся работу на протяжении всей пандемии в поддержку своих членов и населения в целом. Во многих случаях профсоюзы разработали политические предложения для оказания влияния на действия правительства в отношении схем сохранения занятости и социальной защиты через институты социального диалога. Например, им удалось расширить охват социальной защитой тех работников, которые обычно частично или полностью исключены из сферы охвата (например, неформальные работники, работники с нулевым рабочим днем и самозанятые). Кроме того, они согласовали меры по смягчению непосредственных социально-экономических последствий кризиса для работников, включая охрану труда и другие меры, связанные с рабочим временем и оплачиваемым отпуском, посредством коллективных переговоров и двусторонних соглашений на различных уровнях. Многие профсоюзы разработали и внедрили инновационные стратегии, такие как коммуникация через социальные сети, консультационные услуги по вопросам охраны труда и психосоциальных рисков, а также помощь женщинам-жертвам насилия и домогательств.

Эффективность действий профсоюзов варьировалась от страны к стране. С одной стороны, в странах с прочными производственными отношениями профсоюзы извлекли выгоду из более широкой модели участия, что позволило им эффективно влиять на политику реагирования на кризис. С другой стороны, профсоюзы, действующие в странах с менее консолидированными производственными отношениями или характеризующиеся трудными условиями ограниченной демократии, выражали свое недовольство недостаточным участием социальных партнеров в процессах принятия решений. Однако они пытались вести диалог и представляли предложения своим правительствам, прилагая значительные усилия, чтобы быть услышанными.

Мы знаем, что профсоюзы в Казахстане, как и в других странах, активно участвовали в трехстороннем диалоге, направленном на совершенствование и обеспечение соблюдения правил охраны труда для обеспечения безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах путем принятия специальных протоколов по охране труда в соответствии с рекомендациями МОТ и руководящих принципов ВОЗ, мониторинга соблюдения правил охраны труда в сотрудничестве с министерством труда, обеспечения безопасности и гигиены труда на рабочих местах путем обеспечения работников надлежащими средствами для мытья рук и дезинфицирующими средствами и т. д. Были также случаи двустороннего диалога между профсоюзами и работодателями на уровне компаний с целью пересмотра коллективных договоров в целях повышения гарантий занятости, обеспечения осуществления мер безопасности и охраны здоровья на рабочем месте.

Несмотря на трудности организации и ограничения общественных собраний, профсоюзы сумели помочь рабочим и их семьям, оказывая юридическую помощь, также помощь в натуральной форме и другие виды поддержки на протяжении всего кризиса. Например, целенаправленные действия профсоюзов в отношении своих членов/работников включали создание чрезвычайных фондов для пострадавших работников или пожертвования в существующие фонды в поддержку трудящихся и нуждающихся. Профсоюзы также проводили информационно-просветительские кампании на тв-и радиоканалах или в социальных сетях, чтобы информировать своих членов о пандемии и мерах, которые необходимо принять, чтобы избежать распространения вируса на работе и дома. Кроме того, они предоставляли юридические консультации через горячие линии и онлайн-платформы, где собирали претензии и жалобы на злоупотребления работодателями и несоблюдение трудовых норм. Более того, профсоюзы организовывали полевые кампании и раздавали продовольственные посылки, а также СИЗ рабочим и нуждающимся. В ряде случаев профсоюзам также удалось добиться признания компетентными органами COVID-19 в качестве производственного травматизма, часто в форме профессионального заболевания, и в основном для работников сектора здравоохранения.

Полученные результаты показывают, что хотя ответные меры по смягчению последствий кризиса COVID-19 должны были быть немедленными и решать неотложные краткосрочные проблемы, профсоюзы должны обеспечить, чтобы принятые временные меры стали ступенькой на пути к устойчивому восстановлению. Такое восстановление должно быть сосредоточено на среднесрочной и долгосрочной перспективе в соответствии с приоритетами, определенными в рамках политики МОТ по реагированию на кризис COVID-19. Четырехкомпонентная рамочная политика МОТ, основанная на международных трудовых стандартах, обеспечивает дорожную карту для успешного преодоления социально-экономических последствий кризиса COVID-19.

– Какие рекомендации Вы могли бы дать казахстанским профсоюзам в области новых вызовов, связанных с будущим мира труда?

Безусловно, мир переживает трудные времена. Я думаю, будет справедливо сказать, что мир уже много лет находится в переходном состоянии. COVID-19 только ускорил темпы изменений, и это влияет на институциональные и оперативные структуры организаций рабочих по всему миру. Переходы от молодости к старости, переходы от неформальной экономики к формальной, от нормальной рабочей ситуации к удаленной работе, цифровая трансформация, переходы по экологическим соображениям – они порождают большие вопросы для профсоюзов: Как эти переходы эволюционируют к новой, неопределенной и непредсказуемой норме? Как эти переходы влияют на мир труда, а вместе с ним и на будущее профсоюзов? Эти вопросы позволяют профсоюзным лидерам задуматься о том, что означают эти переходы для их организаций. Казахстанские профсоюзы, как и любой другой профсоюз в регионе, должны понимать последствия этих переходов для своих членов, всех членов, в их многообразии. Профсоюзы должны знать значение этих переходов для своей организационной деятельности. Профсоюзы должны ответить на вопрос о том, что должно измениться для того, чтобы эти изменения были уместными, значимыми, соответствовали цели и соответствовали мандату профсоюза, ценностям, принципам и действиям по улучшению жизни трудящихся во всем мире. Основываясь на вышеизложенном, казахстанским профсоюзам следует подумать о том, чтобы обновить свои трудовые и социальные программы, сделав их более активными, инклюзивными и устойчивыми, чтобы они могли внести свой вклад в укрепление общей демократии и продвижение социальной справедливости. Кроме того, эти повестки дня должны быть направлены на: укрепление политической воли, содействие укреплению механизмов социального диалога, укрепление знаний и потенциала, расширение репрезентативного потенциала, предоставление новых услуг, обмен информацией и расширение партнерских связей, взаимодействие с процессами ООН по устойчивому развитию, и последнее, но, пожалуй, самое важное: продолжать продвигать основные права трудящихся, самое главное – свободу объединения и право на организацию независимых и демократических рабочих организаций, которые остаются объектом обеспокоенности надзорных органов МОТ.

#kasipodaqkz

Линара САКТАГАНОВА