Трудовой Кодекс: какие нормы рассматривают представители ФПРК в Парламенте

В ноябре-декабре 2022 года представители Федерации профсоюзов Республики Казахстан в составе рабочей группы Мажилиса Парламента РК приняли участие в рассмотрении проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по упрощению порядка разрешения трудовых споров и конфликтов».

Среди основных норм, одобренных рабочей группой и поддержанных Федерацией профсоюзов РК в Мажилисе Парламента вопросы, регулирующие деятельность согласительной комиссии и проведения акций протеста.

Так, в статье 159 Трудового Кодекса уточнены и дополнены нормы в части «согласительная комиссия». Для создания согласительной комиссии между работодателем и представителями работников подписывается Соглашение о работе согласительной комиссии (отдельное Соглашение или в Коллективном договоре), в котором определяется количественный состав членов согласительной комиссии и другие актуальные вопросы ее деятельности.

Допускается проведение заседания согласительной комиссии с применением информационно-коммуникационных технологий.

Кроме того, заседание и решение согласительной комиссии является правомочным, если при рассмотрении индивидуального трудового спора, на нем присутствовало равное количество членов комиссии со стороны представителей от работников и представителей работодателя.

Еще одна особенность вносимых изменений и дополнений заключается в том, что решение согласительной комиссии подлежит исполнению в установленный ею срок, но не позднее месячного срока со дня вынесения решения согласительной комиссии, за исключением спора о восстановлении на работе.

Суммы, взысканные с работодателя по решению комиссии, выплачиваются заявителю в срок, установленный для выплаты заработной платы, ближайшего месяца после вынесения решения комиссии.

Предлагается по аналогии с такими странами как: Республика Беларусь, Болгария, Хорватия, Чехия, Венгрия, Дания, Исландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Польша, Румыния, Словения уменьшить требования к количеству голосов для выдвижения требований работников при возникновении трудового спора до более половины участников.

Согласно редакции проекта Закона: «Решение собрания (конференции) работников считается принятым, если в поддержку выдвинутых ими требований проголосовало более половины участников».

Для проведения общего собрания (конференции) работников необходимы определенные условия. В связи с этим, в проекте Закона закреплена норма о том, что «Работодатель, объединение (ассоциация, союз) работодателей обязаны создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению».

Во многих странах, как ближнего, так и дальнего зарубежья – Республика Азербайджан, Республика Кыргызстан, Литва, Польша, Румыния, Австрия, Болгария, Венгрия, Германия, Литва, Эстония, Польша и Румыния – законодательно закреплено проведение краткосрочных предупредительных акций протеста.

В этой связи, проектом Закона предлагается ввести данную норму в наше трудовое законодательство. Согласно предлагаемой норме: «В период рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем работниками может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 3 рабочих дня».

В ходе обсуждения данной нормы на рабочей группе в Мажилисе Парламента РК в порядке законодательной инициативы депутатов после неоднократных обсуждений была внесена следующая поправка:

«В период рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем, работниками может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка, в которой могут принять участие не более 50 работников».

Ранее депутатами предлагалась ограничить число участников предупредительной забастовки не более 20 работниками.

Представители Федерации профсоюзов РК выразили позицию о неприемлемости данных формулировок в связи с ограничением конституционного права других работников на участие в такой предупредительной забастовке, так как согласно пункту 2 статьи 14 Конституции РК – никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

При том, что в силу пункта 3 статьи 39 Конституции РК ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 11, 13–15 и рядом других статей.

Кроме того, предлагаемая норма -в части ограничения права других работников участвовать в предупредительной забастовке, с позиции профсоюзного сообщества, вступает в противоречие с Конвенцией №87 Международной организации труда «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» (ратифицирована Республикой Казахстан Законом Республики Казахстан от 30 декабря 1999 года № 29-II).

Также в проекте Закона в целях упрощения порядка организации забастовок, как законного механизма выражения требований работников, предлагается снизить пороговые значения.

Согласно предлагаемой норме «Конференция считается правомочной, если на ней присутствует более половины делегатов, избранных работниками в соответствии с протокольными решениями».

Более того, в целях упрощения процедуры и разрешения трудовых споров предложено сократить сроки по созданию трудового арбитража с пяти до двух рабочих дней.

Сокращены и сроки вынесения решения трудового арбитража с семи рабочих до пяти рабочих дней.

Работа Федерации профсоюзов РК по совершенствованию трудового законодательства продолжается.

 

Департамент правового обеспечения ФПРК