Выступление Председателя ФПРК Сатыбалды Даулеталина на Форуме социальных партнеров «Новый общественный договор: справедливые трудовые отношения»

Добрый день уважаемые коллеги,
уважаемые участники форума!

  Еще раз хочу поблагодарить наших братьев прибывших для участия на данном форуме из национальных профцентров и международных организаций.

Сегодня мы подводим итоги прошедшего 2022 года, который был объявлен Федерацией профсоюзов Годом социального партнерства, и планируем обозначить новые планы в рамках концепции Нового общественного договора, во главу которого должны быть поставлены справедливые трудовые отношения.

Начну с сообщения о знаковом событии, произошедшем в 2022 году. На международном уровне должное признание получила деятельность Федерации профсоюзов Республики Казахстан, итогом которой стало принятие на Всемирном конгрессе Международной конфедерации профсоюзов решения о восстановлении членства нашей организации в ее составе.

Членство в организации высокого уровня для Федерации профсоюзов не только предоставляет широкие возможности взаимодействия и получения поддержки со стороны международного профсоюзного сообщества, но также обязывает нас к высокой ответственности и дальнейшим шагам по развитию профсоюзного движения в стране.

Уважаемые коллеги!

Важнейшим условием развития сферы труда становится формирование нового общественного договора, ориентированного на человека, и обеспечение условий достойного труда, что в свою очередь будет способствовать устойчивому развитию социально-экономических систем на региональном, национальном и глобальном уровнях.

На прошедшем в октябре прошлого года Форуме солидарности мы заявили о том, что настало время менять действующий общественный договор.

На данном этапе неравенство в распределении доходов и бедность – это одна из главных преград на пути социально-экономического развития Казахстана.

Наша цель – активно влиять на перераспределение национального дохода в интересах большинства, то есть в интересах стабильного развития всего общества. Продвижение социальной справедливости – главный вызов, который стоит перед профсоюзами сегодня.

Мы поддерживаем решения Главы государства по повышению оплаты труда учителей, врачей, размера минимальной заработной платы, а также по введению налога на роскошь – как дополнительного источника финансирования социальных расходов. Это не только экономическая необходимость, но и элемент справедливого Казахстана.

Следует отметить, что государством приняты настоятельно продвигаемые профсоюзами инициативы – Главой государства поручено внедрить новую методику определения минимального размера заработной платы, которая позволит поэтапно увеличивать ее размер.

В этой работе важно разработать комплексное решение по сопутствующим проблемам: начиная от индексации минимальной заработной платы, заканчивая устранением чрезмерной дифференциации в заработных платах между различными регионами, отраслями и профессиями.

Нельзя мириться с ситуацией, когда низкий уровень заработной платы не обеспечивает зачастую минимум насущных потребностей человека.

Федерацией профсоюзов решительно и поступательно предпринимаются усилия, направленные на системное решение этой актуальной проблемы.

В рамках реализации положений Генерального соглашения между Правительством, республиканскими объединениями работодателей и республиканскими объединениями профсоюзов на 2021-2023 годы Министерством труда и социальной защиты населения была создана рабочая группа по проведению консультаций по вопросам ратификации Конвенции МОТ №131, в состав которой вошли и представители профсоюзов.

Сейчас мы иначе ставим вопрос – пришло время перехода от консультативного этапа к фазе принятия конкретных решений.

Наряду с этим Федерацией профсоюзов выдвинут также ряд других предложений по урегулированию вопросов оплаты труда:

  • закрепление в трудовом законодательстве нормы об обязательной индексации заработной платы;
  • устранение необоснованной диспропорции в уровнях заработной платы;
  • участие государства в разработке методик установления отраслевых повышающих коэффициентов;
  • установление права работников на приостановление выполнения работ в случаях задержки выплаты заработной платы.

 Уважаемые социальные партнеры!

Общественный договор, сформировавшийся на практике в системе трудовых отношений в Казахстане за 30 лет, содержало следующее: работодатель преступает нормы трудового права в своих экономических интересах, а работник мирится с нарушениями и отказывается  от защиты трудовых прав  в обмен на гарантии работы и заработка.

Договор разрывается только при радикальном нарушении интересов работника — при длительной невыплате зарплаты, незаконном увольнении.

Фактологически наличие указанного общественного договора выражается в многочисленных нарушениях законодательства о труде работодателем. Закономерность не носит абсолютного характера, но она настолько значима, чтобы представать в качестве негативного явления национального масштаба.

Ключевая характеристика поведения работника, подпитывающая общественный договор, — боязнь утраты работы в случае попытки прибегнуть к защите трудовых прав. Действительность угрозы увольнения не всегда очевидна, однако это лишь в ограниченной степени влияет на опасения работника.

Зависимость работника от работодателя, прежде всего, предопределяется низким уровнем доходов трудящихся. Финансовая несамостоятельность обусловливает правовую пассивность.

В условиях новых вызовов социальное партнерство, являясь базой общественного договора, обеспечивает достижение целевых ориентиров в социально-трудовой сфере на национальном и региональном уровнях.

Социальное партнерство — это путь к эффективному государству на основе социальной консолидации, расширения общественной поддержки целей и действий власти. Идея социального партнерства близка и востребована широкими народными слоями. Она исходит из необходимости соединения власти с народом, устройства социально справедливого созидательного общества.

Конечно, три десятилетия — небольшой исторический срок для изменения социально-трудовых отношений в стране.

Формирование системы социального партнёрства в стране находится в стадии становления, но сегодня уже можно сделать некоторые предварительные выводы.

Во-первых, Конституция РК провозглашает правовое, социальное государство, ориентацию на социально ориентированную рыночную экономику. Институт социального партнерства официально закреплен рядом правовых актов.

Во-вторых, социальные отношения в Казахстане постепенно приобретают черты демократизации. Стержнем же демократизации выступает рационально и социально оправданный консенсус. Его обеспечивает, прежде всего, профсоюзное движение как носитель демократических традиций.

В-третьих, построение системы социального партнёрства в Казахстане успешнее всего идёт в институциональном и нормативно-правовом плане, хотя и здесь достаточно недостатков.

Тем не менее, социальное партнерство в Казахстане пока не является действенным механизмом регулирования социально-трудовых отношений и имеет серьезные проблемы. Важнейшие принципы и ценности социального партнёрства ещё не укоренились в общественном сознании и деловой практике, не вошли в быт и привычку, как это имеет место в развитых странах мира.

Основной проблемой развития социального партнерства является неготовность субъектов трудовых отношений к социальному диалогу, отсутствие реального равноправия сторон.

Вторая проблема – несовершенство механизма реализации договорных условий. Любые комиссии (РТК, отраслевая, региональная) являются исключительно совещательными органами, они не имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений.

Третья проблема – Сегодня государство и работодатели обладают мощными ресурсами влияния как власть и капитал, то основной выразитель и защитник интересов наёмных работников – профсоюз, находится в сложной ситуации. Новая социально-экономическая реальность требует повышения субъектности профсоюзов, их активного включения в решение целого комплекса жизненно важных для работников проблем.

В настоящее время сложилась ситуация, когда решение социально-трудовых проблем на казахстанских предприятиях зависит не столько от функционирования механизма социального партнерства, сколько от менеджмента предприятия.

Приходиться констатировать, что социальное партнерство для большинства работодателей:

– не является пока технологией, принятой в качестве регулирования отношений с наемными работниками;

– не рассматривается как непременное условие стабильности, требуемой для достижения работодателями главной своей цели – повышения эффективности производства.

Также приходится признать, что на сегодняшний день процесс формирования полноценной стороны работодателей  еще далек от своего завершения. Установление принадлежности того или иного работодателя к объединению затруднено, что и создает проблемы в обеспечении эффективности, исполняемости договоренностей, достигаемых на уровнях социального партнерства

В совершенствовании социального партнерства в Казахстане можно обозначить два направления:

1) разработка новых стратегий в деятельности профсоюзов и объединений работодателей;

2) повышение эффективности деятельности РТК.

Для повышения значимости РТК и усиления ее роли в выработке социально-экономического курса и регулировании трудовых отношений необходимо:

– разработать и принять закон «О социальном партнерстве»;

– определить и закрепить в законодательном порядке  статус трехсторонних комиссий;

– способствовать становлению и расширению практики трехсторонних консультаций, а прежде всего по подготовке и принятию законодательных актов, касающихся широкого круга социально-трудовых вопросов;

– решения РТК должны быть обязательным для реализации, а не рекомендательным;

– разработать экономико-правовой механизм контроля и ответственности за невыполнение решений, принятых РТК;

Мы твердо убеждены в том, что приоритет, который сейчас преимущественно принадлежит работодателю как более влиятельной стороне трудовых отношений, должен сместиться в сторону уважения человека труда.

На содержательной части социального партнерства должны отражаться три вида уважения – уважение человека труда, уважение труда граждан, уважение интересов сторон трудовых отношений.

Для укрепления социального партнерства под него должна быть подведена экономическая и организационная база: соответствующие процедуры распределения доходов (соотношение заработной платы и производительности, индексация, участие в прибылях и пр.); участие наемных работников в собственности предприятий вплоть до владения ими контрольным пакетом акций; участие в управлении предприятием (членство в наблюдательных советах, разного рода комиссиях).

Уважаемые участники Форума!

Главным полем деятельности социального партнёрства являются Отраслевые соглашения и коллективные договора – основные документы, определяющие социально-трудовые отношения между работодателями и наёмными работниками. Их правовая и социальная значимость возрастает.

Вместе с тем проведенный нами анализ этих документов позволил выявить, что в ряде случаев допущен откровенный формализм при их заключении. Они характеризуются относительно скудным содержанием в части установления дополнительных улучшающих положений.

Отношение к коллективному договору, основному документу, реализующему социально-трудовое партнёрство, до сих пор нейтральное, как к документу, безусловно, нужному, но в известной мере формальному, ибо он скорее закрепляет сложившееся положение, но радикально его не меняет.

Я призываю социальных партнеров вместе поработать над насыщением соглашений и коллективных договоров конкретным, детализированным наполнением эффективными и выполнимыми положениями.

Также хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, когда уполномоченный орган, имеющий право на проведение мониторинга соглашений и коллективных договоров, оставляет без внимания факты явного несоблюдения трудового законодательства в документах социального партнерства. Быть компетентными и ответственными – требование для всех сторон социального партнерства, в том числе представителей уполномоченных государственных органов.

 Уважаемые участники форума!

Обращаясь к социальным партнерам, хотелось бы обратить внимание на необходимость рассмотрения на отраслевых и региональных площадках следующих актуальных вопросов.

Первое. Безопасность и охрана труда.

Несмотря на то, что вопросам безопасности и охраны труда уделяется немало внимания, общая ситуация остается удручающей. Статистика не говорит о критическом росте, но не секрет, что не все подвергается учету.

Факты сокрытия производственного травматизма, возникновения крупных аварий на предприятиях, до сих пор продолжающиеся групповые несчастные случаи свидетельствуют о наличии глубоких проблем в сфере обеспечения безопасного труда.

Мы поддерживаем решение Правительства о необходимости законодательного закрепления требования об установлении уровня финансирования модернизации технического перевооружения на уровне не менее 1% от совокупного годового дохода компаний.

Кроме того, Федерацией профсоюзов 2023 год объявлен Годом безопасного труда, под эгидой которого будет принят соответствующий план мероприятий.

В этой связи хотелось бы призвать социальных партнеров способствовать включению в региональные соглашения конкретных положений по осуществлению законного права профсоюзов на беспрепятственное посещение рабочих мест для встреч с трудовыми коллективами и проведения общественного контроля за соблюдением трудового законодательства.

И не нужно рассматривать это как излишнее, обременяющее звено очередных проверяющих. Необходимо всемерно использовать ресурсы профсоюзов. Их участие, к примеру, в тех же мероприятиях по исследованию причин несоблюдения требований безопасности труда либо нарушений трудовых прав работников будет направлено на оказание конкретной помощи на местах, а также будет источником подпитки необходимой информацией для дальнейшей работы на уровне региональной комиссии.

Второе. Эффективные коммуникации.

Мы призываем социальных партнеров широко поддержать инициированную Федерацией профсоюзов акцию «Трудовые консультации». Ее основной целью является организация встреч работодателей с трудовыми коллективами. Площадка акции позволяет обсуждать самый широкий круг вопросов, в том числе информирование о перспективах работы предприятия, финансово-экономическое состояние и т.п.

Данная инициатива, запущенная в прошлом году, показала свою эффективность. Исходя из этого, мы предлагаем провести республиканскую акцию «Трудовые консультации» под эгидой Министерства труда и социальной защиты населения. Главная цель проведения совместных консультаций – предупреждение социально-трудовых конфликтов, достижение компромиссов и взаимопонимания основных субъектов социально-трудовых отношений и координация их действий.

Третье. Новый импульс социальному партнерству.

В прошедшем году совместно с социальными партнерами был сделан упор на качественное улучшение работы отраслевых и региональных комиссий.

Так, сегодня областные трехсторонние комиссии во многих регионах возглавляют непосредственно акимы, введена практика сопредседательствования всех сторон соцпартнерства, проводятся заседания на профсоюзных площадках и в выездном формате с посещением предприятий и организаций. На сайтах местных исполнительных органов открыты специальные разделы «Социальное партнерство».

На заседании Республиканской трехсторонней комиссии было принято решение о необходимости пересмотра содержания региональных соглашений. В 2022 году изменения и дополнения в соглашения внесены в 13 регионах. На согласовании с социальными партнерами находятся проекты в г. Алматы, Атырауской, Павлодарской и Мангистауской областях.

В результате проведенной работы ряд региональных соглашений был дополнен нормами по ежегодной индексации заработной платы, уменьшению производственного травматизма, предупреждению и предотвращению социально-трудовых конфликтов, внедрению доплат техническим инспекторам по охране труда.

Однако не обошлось и без препятствий. Например, в некоторых регионах сторона работодателей наотрез отказалась включать в соглашения нормы по индексации заработной платы. Очевидно, что такие действия объединений работодателей идут в разрез политике Главы государства по повышению доходов населения.

Мы призываем социальных партнеров продолжить совместные усилия по внесению необходимых изменений и дополнений в документы социального партнерства, направленных на улучшение положения работников.

Четвертое. Общественный контроль.

Сегодня на предприятиях и в организациях функционирует порядка 12 тысяч производственных советов, в которых осуществляют контроль и надзор за безопасными условиями труда более 17 тысяч технических инспекторов по охране труда.

В целях совершенствования знаний, обмена лучшими практиками начиная с 2018 года Федерацией профсоюзов проводится ежегодный республиканский конкурс «Лучший технический инспектор по охране труда».

Вместе с тем практика показывает, что институт технических инспекторов требует дальнейшего совершенствования. В целях усиления ответственности и расширения полномочий технических инспекторов Федерацией профсоюзов направлены соответствующие предложения по внесению изменений и дополнений в трудовое законодательство.

Призываем стороны социального партнерства к максимальному содействию по созданию и усилению эффективности производственных советов на предприятиях и организациях, а также активной поддержке деятельности технических инспекторов – первых помощников в вопросах безаварийной работы и обеспечения безопасных условий труда.

 Уважаемые участники Форума!

Отдельного упоминания заслуживает тема оплаты труда работников, занятых в тяжелых, вредных и опасных условиях труда. Применение повышающих отраслевых коэффициентов при установлении заработной платы работников данной категории сопряжено с определенными трудностями.

До 2014 года утверждение повышающих отраслевых коэффициентов, определяемых отраслевыми соглашениями, входило в компетенцию Правительства.

В настоящее время размер повышенных должностных окладов или доплат определяется коллективным договором или актом работодателя с учетом отраслевых коэффициентов, определяемых отраслевыми соглашениями.

Однако на практике установление и применение повышающих отраслевых коэффициентов носит бессистемный характер, а их расчетная величина фактически не имеет научно обоснованных подходов и зависит от возможностей профсоюзов по отстаиванию своих позиций.

Поэтому мы предлагаем включить в компетенцию Правительства утверждение методик по расчету повышающих отраслевых коэффициентов, классифицирующих условия труда по степени вредности и опасности.

В тоже время, необходимо признать, что в ряде отраслевых соглашений (в 9 соглашениях) элементарно не предусмотрено установление отраслевых коэффициентов.

При этом, согласно трудовому законодательству, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере с учетом отраслевых коэффициентов, определяемых отраслевым соглашением.

Также часть отраслевых соглашений не содержит законодательно установленные требования об обязательности включения основных принципов системы оплаты труда, в том числе установление минимальных тарифных ставок (окладов) в отрасли и минимальных значений межразрядных коэффициентов.

Столь серьезные упущения оказывают значительное влияние на возможности установления повышенного размера оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Не во всех отраслевых соглашениях удается закрепить обязательства о проведении индексации заработной платы.

Эти и другие примеры свидетельствуют о наличии бессистемности в организации оплаты труда, отсутствии единого порядка и принципов установления доплат и надбавок.

Очевидно, что решение проблем заключается не только во внесении предлагаемых изменений в законодательство, а в первую очередь – безусловного и полноценного исполнения действующего порядка.

Уважаемые участники Форума!

Мониторинг социальных настроений в трудовых коллективах, проводимый Федерацией профсоюзов на системной основе, показал, что на фоне низких зарплат и высокой потребительской инфляции работники казахстанских предприятий демонстрируют готовность к открытым трудовым конфликтам. Так, по нашим данным, в 2022 году в Казахстане зарегистрировано 85 трудовых конфликтов, большинство из которых произошли на Западе страны.

Они, как правило, носили стихийный характер из-за сложности проведения забастовок в рамках правового поля, что является веским аргументом в пользу того, что действующее законодательство недостаточно проработано и низкоэффективное для разрешения коллективных трудовых споров.

Поэтому мы твердо стоим на позиции, что необходимо кардинально упростить процедуры разрешения коллективных трудовых споров. Нужно дать право профсоюзам выдвигать требование об объявлении забастовки, и это говорит о том, что мы готовы сегодня брать на себя ответственность и действовать в правовом поле. Это позволит наладить эффективный социальный диалог.

В большинстве предприятий, в которых произошли конфликты, профсоюзы отсутствуют. Федерация профсоюзов и ее членские организации приняли участие во всех переговорных процессах, что способствовало скорейшему урегулированию споров. В 80% всех трудовых споров требования работников удовлетворены, и в том числе была повышена заработная плата.

Мы неоднократно акцентировали внимание социальных партнеров на необходимость последовательного решения системных проблем, являющихся истинными причинами периодически возникающих трудовых конфликтов.

Немаловажной проблемой при разрешении коллективных трудовых споров являются примеры уклонения от ответственности руководителями организаций. При возникновении трудового конфликта они ссылаются на отсутствие полномочий, необходимых для разрешения вопросов, изложенных работниками в их требованиях, предлагая обратиться, например, непосредственно в правление организации, к учредителю или акционеру.

В большинстве произошедших трудовых конфликтов наблюдается ситуация, когда сторона работодателя не то, чтобы не готова к выстраиванию диалога, она даже не считает нужным проводить какие-либо конструктивные переговоры с работниками, считая это ниже своего достоинства.

Несомненно, что позиция работодателей, не только не стремящихся к установлению справедливой оплаты, но и явно нарушающих законные права трудящихся, в сочетании, в отдельных случаях, с проявлением пренебрежения, грубости, воспринимается работниками болезненно и становится причиной социального недовольства.

В качестве неотложных мер сегодня мы предлагаем:

  • в экономике: массовое создание продуктивных постоянных рабочих мест и массового спроса на рабочую силу, совершенствование трудовых и производственных отношений;
  • в судебной системе: повышение компетенций судей по вопросам трудовых отношений, создание коллегий по трудовым спорам в высших судебных инстанциях;
  • в государственном управлении: поддержку государством профсоюзов всех уровней в части усиления механизмов общественного контроля, расширение полномочий и численности государственной инспекции труда.

Кроме этого, считаем, что необходимо ввести ответственность работодателей за уклонение от участия в примирительных процедурах и невыполнение договоренностей, достигнутых в ходе переговоров, а также сформировать Реестр недобросовестных работодателей.

Уважаемые социальные партнеры!

В свете обозначенной сегодня темы Форума хотелось бы остановиться на еще одной, ранее озвученной профсоюзами инициативе.

Важным видится необходимость сформировать единый взгляд на роль социального партнерства со стороны всех субъектов трудовых отношений, а также способствовать взаимовыгодному сотрудничеству труда и капитала и возвести наемного работника в ранг полноправного партнера.

Наряду с предложениями по совершенствованию системы оплаты труда, обеспечению безопасных условий труда, усилению роли представителей работников, мы выступаем с инициативой реального обеспечения возможностей работников на участие в управлении производством.

Неэффективность отчужденности работников от процессов управления предприятием давно усвоена большинством развитых стран, где в той или иной форме происходит или уже произошел переход от авторитарного управления производством к производственной демократии.

В настоящее время пока рано говорить о каких бы то ни было эффективных примерах участия работников в управлении организацией в нашей стране.

С одной стороны, государство не уделяет данной проблематике должного внимания, о чем свидетельствует практически полное отсутствие правовой регламентации рассматриваемых отношений, а с другой – работодатели любое проявление активности коллектива работников рассматривают как нарушение права собственности, вмешательство в хозяйственную деятельность и несоблюдение коммерческой тайны.

Вместе с тем множество примеров из мирового опыта свидетельствует о выгодах приобщения работников в орбиту процессов управления. По примеру производственных советов возможно создание органов по контролю качества, по подбору и обучению персонала, по развитию рационализаторства и наставничества и т.п.

Польза идеи заключается не только в развитии стимулов к производительному труду, но и на осознании работниками себя равноправными членами общества, мнение которых учитывается не только работодателем, но и государством в целом. В этом смысле производственная демократия может рассматриваться как продолжение процессов демократизации общества в целом.

Таким образом, развитие уже сложившихся систем участия работников в управлении производством и поощрение социальных партнеров к созданию новых сможет ускорить процессы реформирования экономики, ослабить социальную напряженность и противостояние, наличие которых зачастую не позволяет добиться ожидаемых результатов.

Уважаемые участники Форума!

Главная задача профсоюзного движения — борьба за полноценное воплощение в жизнь принципов социального партнерства, углубление социальной модернизации на принципах социальной справедливости, формирование консенсусной политической культуры, поскольку все это признаки зрелости демократической системы, позволяющей цивилизованно отстаивать позиции социальных групп и разрешать социальные противоречия на основе уважения права и Конституции.

Дальнейшее развитие политической системы Казахстана невозможно без учета роли профсоюзов как ее важнейшего элемента.

Поэтому в превращении профсоюзов в полноценных субъектов социально-трудовых отношений должны быть заинтересованы не только они сами, но и все представители большой политики — от руководства государства и политических партий до правозащитников и общественных организаций.

Федерация профсоюзов Республики Казахстан выражает готовность к взаимодействию со всеми единомышленниками и социальными партнерами. Уверен, что совместными действиями, направленными на обеспечение достойного, безопасного труда для работников, мы сможем сформировать новый общественный договор.

Благодарю за внимание!