Письмо Премьер-Министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Премьер-Министру Республики Казахстан
Мамину А.У.

  

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

 

Федерация профсоюзов Республики Казахстан в целях защиты прав и законных интересов работников сферы здравоохранения, задействованных в противоэпидемических мероприятиях по борьбе с коронавирусной инфекцией COVID-19, сообщает следующее.

Первое. Несмотря на объявление Главой государства мер государственной поддержки медицинских работников в период действия чрезвычайного положения и карантинных мер, по информации профсоюзных организаций на местах наблюдаются недочёты по осуществлению единовременных социальных выплат медицинскому персоналу, находящемуся в авангарде борьбы с пандемией и рискующему своим здоровьем и жизнью.

В частности, согласно пункту 2 Правил осуществления единовременной социальной выплаты работникам организаций здравоохранения, задействованным в противоэпидемических мероприятиях по борьбе с коронавирусной инфекцией СOVID-19, в случае их заражения или смерти от указанной инфекции, утверждённых совместным приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 9 апреля 2020 года №129 и Министра здравоохранения РК от 9 апреля 2020 года №ҚР ДСМ-35/2020, при осуществлении выплат учитывается только период действия чрезвычайного положения.

При этом имеются факты несвоевременного назначения выплат, в том числе из-за возникающих задержек с проведением эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания, предусмотренного частью третьей пункта 9 Правил.

Также из-за того, что к коронавирусной инфекции не относят случаи регистрации заболевания или смерти от пневмонии, при отрицательном анализе ПЦР, такие работники лишаются права на получение единовременной социальной выплаты.

Кроме того, указанными Правилами не охвачены такие категории лиц, задействованных в противоэпидемических мероприятиях, как специалисты хирургического, гинекологического и лабораторно-диагностических отделений, радиологической и патологоанатомической служб, УЗИ, психологи, работники, находящиеся в постоянном контакте с бригадами скорой медицинской помощи (диспетчеры, механики и др.).

Второе. На протяжении последних месяцев практически все медицинские организации страны функционируют в усиленном режиме, а медицинский персонал вынужден работать сверхурочно, в ночное время, в праздничные и выходные дни.

Медицинские работники привлекаются к сверхурочным работам в соответствии с пунктом 2 статьи 77 Трудового кодекса (для оказания экстренной и неотложной помощи гражданам, которым угрожает потеря здоровья или гибель, для предотвращения чрезвычайных ситуаций согласие работника не требуется), и большинство из них добросовестно, самоотверженно и профессионально трудится в этот сложный для всей страны период.

Однако на практике работодатели (государственные медицинские организации), ссылаясь на пункт 2 статьи 78 Трудового кодекса (общая продолжительность сверхурочных работ не должна превышать двенадцать часов в месяц и сто двадцать часов в год), ограничивают размер дополнительной оплаты за сверхурочные работы, несмотря на то, что текущие обстоятельства пандемии не подпадают под указанные ограничения (согласно пункту 3 статьи 78 Трудового кодекса).

Третье. Из-за угрозы масштабного распространения коронавируса, помимо объектов системы здравоохранения, в борьбе с пандемией были задействованы и другие учреждения, в частности, военные клинические госпитали и больницы.

Вместе с тем, медицинские работники таких организаций не учтены в Правилах установления надбавок к заработной плате работников организаций здравоохранения, задействованных в противоэпидемических мероприятиях в рамках борьбы с коронавирусом COVID-19, утверждённых приказом Министра здравоохранения РК от 4 апреля 2020 года №ҚР ДСМ-28/2020, и в настоящее время лишены права на получение дополнительных выплат, хотя они также подвержены рискам заражения коронавирусом.

Позиция Министерства финансов РК о том, что целесообразность в выплате надбавок медицинским работникам Вооружённых Сил отсутствует, так как они обеспечены достойным денежным довольствием, получают жилищные выплаты и на них распространяются все льготы, предусмотренные Законом «О воинской службе и статусе военнослужащих»,  не выдерживает никакой критики.

Более того, в числе медицинских работников военных медицинских учреждений, лишённых права на соответствующие надбавки, есть и гражданские служащие, не являющиеся военнослужащими.

Четвёртое. Наряду с уже принятыми краткосрочными мерами поддержки (выплаты и надбавки) на период действия чрезвычайного положения и карантинных мер, в целях справедливой оценки вклада медицинских работников, задействованных в борьбе с пандемией COVID-19, Федерация профсоюзов предлагает на законодательном уровне закрепить для них следующие дополнительные меры государственной поддержки (защиты), действующие на постоянной основе:

  • предусмотреть возможность пользования правами спасателей, предусмотренными статьёй 33 Закона «О гражданской защите», в период действия чрезвычайного положения и (или) карантинных мер;
  • включить в категорию граждан, имеющих право на получение специального государственного пособия;
  • установить льготное исчисление трудового стажа в период проведения противоэпидемических мероприятий по борьбе с коронавирусной инфекцией COVID-19: для первой группы риска – один месяц работы засчитывается за один год стажа, для второй группы риска – за шесть месяцев стажа, для третьей группы риска – за четыре месяца стажа;
  • на период действия чрезвычайного положения и карантинных мер освободить от обязательных пенсионных взносов, отчислений и взносов в Государственный фонд социального страхования и Фонд социального медицинского страхования, отчисление которых должно производиться за счёт средств государственного бюджета;
  • на период действия чрезвычайного положения и карантинных мер освободить от уплаты индивидуального подоходного налога, налогов на имущество, землю и транспорт с физических лиц;
  • на период действия чрезвычайного положения и карантинных мер ввести 50 процентную компенсацию (возмещение) расходов на оплату коммунальных, арендных и (или) ипотечных платежей за счёт средств государственного бюджета;
  • предоставить право на обязательное ежегодное санаторно-курортное лечение за счёт средств государственного бюджета;
  • рассматривать заражение коронавирусной инфекцией COVID-19 в качестве профессионального заболевания с применением предусмотренных законодательством мер защиты прав работников.

На основании вышеизложенного просим Вас поручить Министерству здравоохранения РК совместно с министерствами труда и социальной защиты населения, финансов, национальной экономики, местными исполнительными органами городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент и областей рассмотреть обозначенные проблемные вопросы и:

  • в кратчайшие сроки внести изменения и дополнения в совместный приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 9 апреля 2020 года №129 и Министра здравоохранения РК от 9 апреля 2020 года №ҚР ДСМ-35/2020 в части:
  • осуществления единовременных социальных выплат в период действия карантинных мер (наряду с чрезвычайным положением);
  • расширения категории лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты;
  • включения заболевания пневмонией и смерти от пневмонии в качестве основания для назначения единовременной социальной выплаты (наряду с коронавирусной инфекцией);
  • регламентации сроков проведения эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания;
  • в кратчайшие сроки внести изменения и дополнения в приказ Министра здравоохранения РК от 4 апреля 2020 года №ҚР ДСМ-28/2020 в части расширения категорий работников, имеющих право на получение надбавок к заработной плате за работу по проведению противоэпидемических мероприятиях в рамках борьбы с коронавирусом COVID-19, в частности, по включению медицинских работников военных медицинских учреждений;
  • обеспечить своевременное осуществление организациями здравоохранения (работодателями) дополнительной оплаты за сверхурочные работы, работу в ночное время, в выходные и праздничные дни в полном объёме в соответствии с фактическим временем переработки медицинских работников (включая неоплаченные ранее средства);
  • обеспечить выплату организациями здравоохранения (работодателями) надбавок медицинским работникам за фактически отработанное время без ограничения баланса рабочего времени.

При этом до принятия государственными органами решений и нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы работников, считаем необходимым проведение обязательных консультаций и согласований с полномочными представителями работников и работодателей.

 

С уважением,

Председатель                                                                            С. Даулеталин